Возврат на главную

Подпишитесь

Можно подписаться на новости "Слова". Поклон каждому, кто разделяет позицию сайта. RSS

Страницы сайта

Последние комментарии

Цирк с дрессированным народом

Цирк с дрессированным народом
Витор Шендерович

Виктор Шендерович на «Эхе», в программе «Особое мнение» ведет Рябцева (отныне – без имени, хотя еще с прописной).

Выборка, выделения в тексте мои.


О.Рябцева― …Виктор Анатольевич, наверняка, либо смотрели либо следили за «Прямой линией» Владимира Путина? как вы оцениваете то, что он сегодня вещал, говорил? На все ли он ответил?

В.Шендерович― …Это в 13-й раз клоунада, этот цирк с дрессированным народом…

О.Рябцева― Это Венедиктов дрессированный, простите? [Рябцева передергивает. Ее гость сказал «с дрессированным народом», а Венедиктов – это Венедиктов, никакого отношения к «народу», и не потому, что в него не входит, а потому что никакой конкретный человек не является народом, – модер.]

В.Шендерович― Отобранный народ, отобранные вопросы… Венедиктов тоже дрессированный, но в меньшую меру…

О.Рябцева― Мы ему сообщим.

В.Шендерович― Он знает. В меньшую меру, чем остальные: там персональные договоренности, а с народом – общие. И мы этот дрессированный народ наблюдаем 13-й год подряд. И в какой-то момент… Сначала было забавно, потом поднадоело, потом перешло грань приличия, на мой вкус. Дело в том, что он все время врет и через какое-то время попадается на вранье. Чтобы сэкономить время, добрые люди на Фейсбук выложили отрывки из его прошлых «прямых линий». О том, что не будет назначенных губернаторов при нем, при Путине; о том, что у России нет территориальных претензий по Крыму; о том, что к 2012-му году все военнослужащие будут обеспечены служебным жильем… Отдельно, видимо, сейчас стоит вспомнить его бесстыжее вранье про Бориса Немцова, который «ураганил в 90-е с Березовским»… При том, что Немцов, как известно… Вице-премьер Немцов открыто воевал с олигархом Березовским, а как раз Путин, тихий чиновник, сидел тогда у Березовского в нагрудном кармане, питался с руки и выполнял всякие грязные поручения типа сливов «порнушки» с прокурором. И никто не сказал ему: «Кто ураганил с Березовским? Кто-кто?» Никто ему не задал уточняющих вопросов, никто его не оборвал, не поймал на вранье. Взаимодействие журналиста с администрацией… На Западе журналисты тоже встречаются с главами государств – сидят нога на ногу и допрашивают главу государства. А когда он уходит от ответа, они настаивают, чтобы он отвечал, И фиксируют его ложь. Билл Клинтон несчастный чуть не ушел в отставку — и не из-за сексуального скандала, а потому что он соврал, — хотя вопрос был хамский и касавшийся личной жизни, в сущности говоря, если так, без пуританства…

О.Рябцева―Вы не заметили, что на этой прямой линии, кстати, микрофон не давали в руки к тому же, то есть его просто сами приносили. Я вам объясню, почему я это вспоминаю. В Европе есть правило: журналист держит микрофон и не отдает, пока спикер не доответит, собственно, журналист не доспросит. У нас как бы этого нету тоже.

В.Шендерович―Да, но это уже частности, это организационные частности. Первые несколько раз я это комментировал в программах, в том числе, в «Плавленом сырке» на «Эхе Москвы». И, конечно, мы тогда уделяли много внимания подробностям. Это, может быть, было еще внове относительно. Как этот народ, который там стоит, и до линии горизонта больше никого нет, как сквозь оцепление прорывались люди, желавшие задать какие-то свои вопросы, а не по бумажкам, не отобранные… Сегодня поезд ушел, и говорить об этом и тыкать в такие частности уже поздно. На мой вкус, отвечать на вопросы после содеянного уже Путин должен, стоя в зале суда. Вопросов очень много. Результаты его руководства — налицо. Я удивляюсь, что к нему еще есть у вменяемых людей какие-то вопросы. Мне кажется, что есть довольно большое количество ответов. И хотелось, чтобы эти ответы перешли когда-нибудь в юридическую плоскость.

О.Рябцева―Кто же его приведет-то в суд?

В.Шендерович―Вот! Если не мы, то никто. Но, по крайней мере, участвовать в этом балагане… Вот — есть результаты руководства! Вот есть администратор, при котором обрушилась национальная валюта, страна стала изгоем, вычерпаны, так сказать, все резервные фонды, экономика стагнирует, люди бегут, капиталы бегут немыслимо. Единственный вопрос, сущностный вопрос, который действительно волнует, и не только меня, я думаю: когда он и его корпорация наконец каким-то образом сгинут из страны, которую они пока что вместе с собой волокут в ад? это не вопрос. Это риторический вопрос. Путин не знает ответа на этот вопрос, потому что живым он не уйдет, а часа своего смерти он не знает тоже. Поэтому вообще нет никаких вопросов; никаких вопросов! Если уж все-таки какие-то самые важные точки, которые пресса отмечала – вот вопрос Алексея Алексеевича Венедиктова. Там было несколько вопросов. Обратите внимания, что на первый Путин не ответил, внимательно сосредоточившись на втором третьем. …Это же — человеку вопрос был простой. Следственный комитет не может допросить подозреваемого в организации убийства Бориса Немцова. Следственный комитет не вхож на территорию Чечни, он туда не попадает. Почему Путин не ответил? Потому что ему нечего ответить. он прекрасно знает. Он знает гораздо больше нас, и когда-нибудь (наверное, в суде) поделится этой информацией. Но пока что мы можем просто видеть, что следствие по делу Немцова, быстро сделав свою сыскную работу — быстро, и, видимо, удачно (тут я согласен с Владимиром Владимировичем) — немедленно уперлось в политическую стену, как оно уперлось в расследовании дела об убийстве Натальи Эстемировой – в ту же политическую стену, которая называется «Кадыров». За политической стеной по имени «Кадыров» — политическая стена по имени «Путин». Совершенно очевидно, что это, в общем, уже одна стена. Поэтому Путину и нечем ответить на этот вопрос, потому что Кадыров его ставленник, потому что он, со всей очевидностью, хозяин положения сегодня, — именно Кадыров! Путин зависит от Кадырова гораздо больше, чем Кадыров от Путина. Хотя они зависимы, конечно, они в каком-то смысле скованны одной цепью. И Путин, как вы заметили (и вы все заметили), не сдал Кадырова в этой ситуации. Хотя герой России и губернатор, глава субъекта Федерации открыто, публично – публичная позиция Кадырова, надо отдать ему полное должное! – это немножко странновато, но обратите внимание, что Путин Кадырова не сдал. Дальше начинаются наши версии — почему он не сдал. Моя версия довольно проста – что они скованны общей цепью. От власти ни тот, ни другой живыми не уйдут; живыми и на свободе. Ну, Путина на свободе не будет, а Кадыров – и живым не будет, с учетом некоторого менталитета.

О.Рябцева―Не очень понимаю. Еще раз: как этот суд произойдет? Как вы это себе представляете? Что, его поймают?

В.Шендерович―Я это себе представляю вот как. Смотрите, вот сегодня в США – сегодня сообщили – судят убийцу Виктора Хары. Виктор Хара – чилийский певец, убитый на том печально известном стадионе в Сантьяго в 1973-м году, пытанный и потом расстрелянный. Нашли его убийцу – вы будете смеяться – в штате Флорида.

О.Рябцева―Но кто нашел? Не общественность…

В.Шендерович―«Крот истории роет медленно…», — говорил Карл Макс. И вот прошло 42 года, и крот истории дорылся до этого молодого еще, шестидесяти с чем-то летнего убийцы. Нашли его. Найти его оказалось возможным (чем это и связано с нашей историей) – только после ухода от власти Аугусто Пиночета. А самого Аугусто Пиночета тоже судили, и 92-летний он умер на скамье подсудимых, и адвокаты его уповали только на одно: они уповали на слабоумие…

О.Рябцева―Вы ставите убийцу и Путина на одну площадку?

В.Шендерович―Я только привожу исторические аналогии. Я говорю о том, что когда-нибудь, безусловно, убийцы будут осуждены. Но условием для осуждения убийц, для их быстрого нахождения и суда первое условие – это уход от власти.

О.Рябцева―…Путин сказал, что нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм, и объяснил это тем, что при всем уродстве сталинского режима, при всех репрессиях, всех ссылках целых народов, все-таки цель – уничтожение никогда режим не ставил. Во-первых, первый вопрос, согласны ли в с тем, что это нужно разъединять, или, может быть, объединять нацизм и сталинизм?

В.Шендерович―Вы знаете, бубонную чуму совершенно не обязательно объединять с холерой! Надо просто констатировать, что то и другое смертельно опасно; и констатировать, что любой разносчик бубонной чумы или холеры опасен для человека, что его надо изолировать – разносчика, а саму болезнь постараться победить. А то, что чума бубонная и холера – это разные болезни, там разные штаммы, разные микробы – это, разумеется. Пускай потом ученые подробно-подробно описывают, чем штамм одного вируса отличается от штамма другого вируса – пускай! Но для пользователя важно другое: надо мыть руки, надо соблюдать гигиену, и надо понимать, что это смертельно опасно. А сравнивать — зачем же их сравнивать? Надо просто констатировать, что и то и другое смертельно опасно, вот и все.

О.Рябцева―Просто интересна позиция президента: как будто бы он одобрил сталинизм. Как будто он сказал, что в принципе это было не так уж и страшно, и мы можем теперь, например, на билбордах в Перми разрешать изображение Сталина, автобусы со Сталиным – это что, оправдание?

В.ШендеровичЭто реабилитация сталинизма. Ничего нового в этом нет, ничего нового мы ни о Сталине, ни о Путине не узнали. Это реабилитация сталинизма, которая долгое время шла исподволь: возвращением гимна, какими-то такими робкими знаками, — но потом вошли во вкус. Вошли во вкус, и сегодня уже… Я не думал, что я до этого… что этот позор я увижу снова.

О.Рябцева―Позор – это в смысле, что?

В.Шендерович―Сталин на билбордах в открытую…

О.Рябцева―Но это же история.

В.Шендерович―Гитлер тоже история. Давайте в Берлине повесим Гитлера. Это огромная часть истории — давайте вешать. Одно дело – в музее, одно дело – в историческом журнале; одно дело, что, когда я попадают в Европу, то по каналу ARD или какому-то другому регулярно фильмы именно про Гитлеровскую эпоху, но это исторические фильмы с совершенно недвусмысленными оценками. Когда это стало историей для страны, когда эту историю можно изучать.

О.Рябцева―А через сколько лет Сталин станет такой историей? Не станет?

В.Шендерович―Нет, в нашем случае это не история – мы живем в этом. Мы живем при Сталине, мы в постсталинскую эпоху живем, мы оттуда еще не вышли. Мы не выблевали из себя это. Десталинизация, которая проводилась Хрущевым, провалилась: очень скоро был новый виток. Потом вроде бы показалось в перестройку, что уж эту тему мы прошли – ни черта не прошли! Снова Сталин на билбордах. И это означает, собственно говоря, что мы тяжело больны — не холерой, а бубонной чумой…

О.Рябцева―Лечить нужно разными лекарствами?

В.Шендерович―Лечить нужно разными лекарствами, но лечить надо. А когда глава государства говорит, что в бубонной чуме есть очень много привлекательного – ну, конечно, были некоторые перегибы: лишних несколько миллионов померло, — но в принципе довольно симпатичная вещь-то – бубонная чума; и человек, больной бубонной чумой, довольно привлекательно выглядит… у него пятнышки такие милые – говорит глава демократического государства. Кстати, впрочем, о чем я – какого демократического? Сегодня уже можно! Сегодня у нас уже такой список соратников, что можно и Сталина на билборды вешать. Поздно пить боржоми. В этом смысле то, что раньше было — как какие-то нарывы отдельные, там где-то, в Якутии хотят поставить памятник – дикий скандал! А сейчас это уже очередное – не первое и не последнее – свидетельство той исторической катастрофы, которая с нами происходит. Настоящий ужас даже не в том, что это с нами было, повторяю. Мало ли что с кем было, мало ли какие времена были у какой нации, у какого народа. Наша поразительная неспособность извлекать уроки. Наша поразительная способность настаивать, что наш позор – это наша гордость, настаивать на позоре, как на гордости! – значит, новые поколения будут идти этим тухлым и кровавым путем. Потому что человек рождается, я повторяю, голеньким, с головкой пустой: что туда положишь, то там и будет. И уже выросло поколение и растет второе поколение, собственно, при Путине выросшее. Мы уже его видим. Они вообще ничего не помнят, что было до! И вот, что им в голову положат из этого телевизора, весь этот коллективный «православный Мединский» в самом тяжелом клерикальном варианте – вот это у них в голове и будет. И потом опять вспухнет, разумеется, потому что не может не вспухнуть. Раз заражение есть, то однажды оно примет довольно тяжелый характер. Это все довольно… не просто довольно, а очень тревожно.

Это распад. Мы живем в период полураспада Российской империи – скажем шире. Не советской, потому что советская была частью Российской. Советская империя была, может быть, высшей точкой российской империи, где-то там в 50-х годах: полмира, контроль над полумиром практически пополам с Штатами — вот какая-то высшая точка империи. Потом империя начала распадаться, потому что империи не выживают в современном мире, они распадаются. Английская, португальская, голландская – какие угодно, покрепче наших, да потрадиционней – распадаются – японская. Распадаются, не выживают в современном мире. Мы сейчас находимся в периоде полураспада Российской империи.

О.Рябцева―А не строительстве разве, наоборот, Российской империи?

В.Шендерович―Не-не, какое строительство?

О.Рябцева―Ну как же? Крым забрали.

В.Шендерович―Вы знаете, я приводил уже эти примеры. Распад Римской империи – это три с половиной, четыре века, 100 императоров — и сплошь победы! Тоже кому-то напоследок вставляли, тоже победы большие – все это было… Только мы весь этот период, всех этих бессмертных «великих цезарей», 100 человек подряд, — мы все не помним никого; мы помним только, что это был «распад Римской империи». Вот мы сейчас находимся в периоде полураспада Российской империи. В этом нет никакой беды, потому что все распались. Беда в том, что мы настаиваем на том, что мы — империя! Вы знаете, англичане тоже настаивали, и там были прекрасные люди, талантливая литература, Киплинг был и так далее… Но англичане сумели остаться нацией великой, простившись с имперской идеей.

О.Рябцева―Мы останемся такой великой нацией?

В.Шендерович―Если выживем, если мы простимся с империей и сделаем опору, условно говоря, если говорить о традициях, на Новгородское вече; сделаем упор не на Шарикова, а на профессора Преображенского; если те, кто сегодня – маргиналы, выброшенные из страны, люди интеллектуального уровня Гуриева, Алексашенко, Ходорковского – если эти люди, этого интеллектуального уровня станут элитой, а те, кому положено быть маргиналами с их неандертальским представлением о призвании человека, станут маргиналами, — тогда у России есть шанс. Потому что, повторяю, как мне кажется – я тут оптимист, я много вижу…

Понимаете, демократия – это лампочка Эдисона.

Лампочка есть. Если вы настаиваете, что ее нужно растоптать ногами, а розетку вырывать из стены, то — сиди при лучине, но только Эдисон тут не при чем! Лампочка изобретена, она называется «демократия», она называется «разделение властей», она называется – шепотом – «независимые СМИ, независимый суд, честные выборы».

О.Рябцева―Вы народ, вы часть народа.

В.Шендерович―Нет, я не народ… [вот именно! Никакой конкретный человек не есть народ – дурёхе Рябцевой это нужно было объяснить сразу, еще когда заикнулась о Венедиктове, – модер.]

О.Рябцева―…Сегодня с самого утра идут обыски в офисе «Открытая Россия», и это несмотря на то, что на «Прямой лини» Путин, по сути, разрешил Навальному, Ходорковскому и оппозиции участвовать, в том числе, в парламентских выборах.

В.Шендерович―Вот сейчас в новостях сказали, оказывается, с чем связаны эти обыски.

…С фильмом про Кадырова! Вот, собственно, и ответ на вопрос, почему Путин не ответил на вопрос. …На этот вопрос ответил Следственный комитет. Вот вам все про место Кадырова в нашей жизни.

В.Шендерович―Там, может быть, братцы, устроить вместо Ташкента европейские отношения? Может быть наконец договориться, что власть обязана это делать? А если она это не делает, то она идет вон.

О.Рябцева―Как вы собираетесь…? Мы договорились: восемь миллионов в стране.

В.Шендерович―Сколько?

О.Рябцева―Восемь? Я могу ошибаться.

В.Шендерович―Кого?

О.Рябцева―Миллионов в стране людей, говорю. Да, нет?

В.Шендерович―Кого?

О.Рябцева―Людей, людей. Как вы хотите, чтобы все люди договорились об этом.

В.Шендерович―В какой стране восемь миллионов?

О.Рябцева―В России, я про Россию говорю.

В.Шендерович―В России – восемь… Да, конечно, вы правы… Уточните потом. [Господи, ну и дурища! Это ж пробу некуда ставить! Она что, свое место на «Эхе» в постели отрабатывает? Других оснований придумать не могу, извините, – модер.]

О.Рябцева―…Давайте поговорим про следующие темы. Это политические убийства. Они сегодня на «Прямой линии» поднимались и не раз. И Хакамадой, и Венедиктовым, в том числе; как раз во время «Прямой линии» пришла новость про убийство Олеся Бузины, украинского журналиста; и про Бориса Немцова говорили. И политические убийства происходят уже с двух сторон: и в России, и в Украине.

В.Шендерович―Смотрите, по поводу убийства. Совершенно чудовищные. Не только он, еще бывший депутат Верховной Рады от Партии регионов Калашников был убит, кажется вчера… Много лет в Верховной Раде украинские националисты, Партия регионов и коммунисты били друг другу морды.

В.Шендерович― …Есть это коллективное «мы», есть этот суммарный вектор: народ несет ответственность за своего правителя, даже если кто-то виноват больше, кто-то меньше. Но история – дама довольно суровая, и отложенный штраф будет касаться всех, так же, как в 45-м году — бомбы падали, и сотни тысяч мирных жителей погибало. Да, это была отложенная плата за всеобщее воодушевление, за «зиг хайль!», за единение нации, за Берлинскую Олимпиаду. Это так прилетает маятник истории. История собирает долги через десять лет, через двадцать… иногда, как в случае с убийцей Виктора Хары, через сорок. История в случае с советской властью – через семьдесят лет может начать собирать долги по-настоящему. С тех, кто молчал; за недостаточный интеллект, за недостаточную добросовестность… поэтому платить будут все, так или иначе. К сожалению, большую плату обычно платят менее виновные. К сожалению, у истории, в отличие от юриспруденции, действует принцип коллективной ответственности. И это прошла немецкая нация чудовищным образом, это прошел и советский народ. Потому что те бабушки и дедушки, которые стояли в голодных очередях за пакетом молока или куском хлеба, когда кончилась еда, — так они стояли… Так это прилетел маятник с приветом от Николая Вавилова! Генетика, который придумал, как накормить весь земной шар хлебом.

Правосудие – это следствие. …Перед правосудием должно прийти — осознание. Правосудие рано или поздно придет, но оно не может прийти до осознания. В каком-то смысле – скажу страшноватую вещь, — но немцам повезло, потому что их заставили начать этот процесс осознания, потому что они были побежденной нацией – их заставили! И первые шаги они делали под конвоем. Потом пошли сами. Но первые шаги они делали под конвоем – их заставляли подумать о том, что они натворили. Хотелось бы, чтобы сами, хотелось бы самим, но самим не получается. И я вернусь к этой теме. Вот мы, стоявшие в голодных очередях в конце советского времени, когда просто еда закончилась – это нам плата и за философский пароход…

О.Рябцева―Это карма называется.

В.Шендерович―Нет, это не карма. Это просто прилетел маятник – за Вавилова, сгноенного в саратовской тюрьме, за то, что Вавилова, как собаку просто… вот он сдох, как собака, от пеллагры – великий академик Вавилов, а его следователь, весь в орденах, дожил до глубокой старости. Вот нам плата за то, что мы выбрали этого следователя с этим НКВД, а не академика Вавилова; за то, что мы выбрали Шарикова, а не профессора Преображенского! Проходит каких-нибудь 70 лет – глядишь: еда кончается.

О.Рябцева―Вы можете такой же прогноз поставить уже России после Путина? Вы говорите про советское время, про Россию?

В.Шендерович―Нет. Во-первых, мы уже за этот год платим: сотни миллионов долларов, бегство, деградация идет очевидная…

Этот плодородный слой – вот мы Вавилова вспоминали – он довольно тонкий. Если его соскоблить, то дальше такой глинозем, на котором мало что растет. Так вот, если это слой сделать маргиналами, выбросить или уничтожить, как при советской власти, — через какое-то время наступает расплата. Как она наступит? У матушки Клио очень много вариантов есть, гадать даже не хочется. Надо попытаться избежать жесткости наказания, надо попытаться исправить ошибки самим, пока мы тут, — потому что, каким образом прилетит этот маятник, предсказать невозможно, да и не надо. Надо попытаться сделать то, что мы может сделать сейчас…

Источник — «Эхо Москвы»

 

3 Replies to “Цирк с дрессированным народом”

    • Модератор

      Ну, «умничка» — это как-то не к этому человеку. Это — мудрый человек. Порядочный и отважный. Он — символ эпохи. Я бы даже сказал, в каком-то смысле — Сахаров наших дней. А путин не стОит и пыли не штиблетах Шендеровича.

       
  1. Анатолий Николаевич

    Как дополнение к интервью:
    Альфред Кох Главное следствие совка
    13 апреля 2015

    Я вот думаю: в чем долговременные последствия советской власти? Ну, эмиграция, репрессии, геноцид — понятно: удар по генофонду. Но если строго научно, то генетика утверждает, что мутации генов перекрывают достаточно быстро тот удар, который наносят эпидемии и войны. И от самых тупых крестьян могут родится гении, а от профессоров напротив — идиоты. А уж русская аристократия (об утрате которой сокрушаются некоторые граждане) дала миру дебилов и мудаков ничуть не меньше, чем купечество двадцать пятой гильдии…

    Так в чем же тогда негатив от совка? Массовые репрессии уже больше шестидесяти лет как канули в лету. Новых (как считает большинство) не предвидится. Рыночная экономика (какая-никакая) — построена. Свобода в части доступа к информации — практически полная (особенно по сравнению с застоем). Отчего же мы никак не взовьемся ракетой в светлое будущее? Отчего не удивим мир созидательным порывом невероятной мощи?

    Съездил я в Японию. Живу в Германии. Обе страны к 1945 году лежали в руинах. И обе дали миру по экономическому чуду: японское и немецкое. А до этого был в Китае. Там свободы меньше чем в нынешней России. Там до сих пор коммунисты у власти. Но даже той куцей свободы, которую дал им Дэн Сяо Пин, им хватило, чтобы на протяжении двадцати лет показывать двузначные темпы роста экономики (китайское экономическое чудо). А еще есть Южная Корея (корейское чудо). Турция (турецкое чудо). Сингапур (сингапурское чудо). Чили (чилийское чудо) и т.д. Отчего же у нас ничего подобного нет?

    И вот к какому выводу я пришел. Самое главное долговременное следствие совка — это презрение к учености и образованию. В отличие от вышеперечисленных стран, у нас есть культ т.н. «простого человека». Есть некий медианный гражданин. Его можно описать примерно следующими чертами:
    1. По профессии он что-то среднее между рабочим на оборонном заводе и ментом-вохровцем. Бюджетник. А если даже и не бюджетник — то по-любому от бюджета зависит. Как, например, любой работник в автомобильной промышленности.
    2. У него есть двух- трехкомнатная квартира в панельном доме в спальном районе. Дача шесть соток (досталась от отца) и подержанная иномарка (вариант — какая нибудь «Лада»).
    3. Семья. Жена и один ребенок. Жена — тоже бюджетница или продавщица в магазине.
    4. Бухает. Не сильно, но бухает. Раз-два в неделю — точно. Курит. Пачку в день. Спортом не занимается. Есть лишний вес.
    5. Книг не читает. Вообще. Никогда. Интернетом не пользуется. Только телевизор и только первые три канала. Все. Это весь его багаж знаний об окружающем мире. Еще разговоры в гараже с такими же как он «простыми» людьми.
    6. За границей никогда не был. Может от силы — один раз. В Турции или Египте. Не понравилось: обгорел на солнце (не намазался: «Отстань я и без этого обойдусь»), обожрался на шведском столе: непривычная пища — всю неделю несло, с горшка не слезал. Выпивка была дорогая, а привезенная с собой быстро кончилась. Поэтому не знал куда себя девать, мучился от скуки.

    И вот этот персонаж объявляется идеалом к которому нужно стремится. Его инстинкты — самые правильные. Его взгляды на жизнь — единственно верные. Его образ жизни — исключительно разумен и здоров.

    Всякие умствования — они не то, чтобы запрещены, но на фоне этого сложившегося канона «простого человека» выглядят лишними, ненужными, нездоровыми и подозрительными излишествами если не извращениями.

    Человек каждый день меняет сорочку — чистюля (презрительно так). Прибирается возле мусоропровода — чистоплюй. Ставит домофоны — вам надо, вы и сдавайте деньги. Ссут в подъездах и лифтах — мне плевать, если кому не нравится пусть сам и убирает.

    Во всех демонстрирующих прогресс странах есть культ образования и учености. У нас же это не культ знаний, а культ диплома, корочки, ксивы. Везде — культ успешного, богатого, трудолюбивого гражданина. У нас — «простого человека», дошедшего до всего «своим умом» и презирающего науку как таковую.

    Если коротко, то общественный идеал гражданина в прогрессирующих странах — это идеал, находящийся в верхнем сегменте общества. Пусть в этом много ханжества и глянцевой ретуши, но тем не менее этот идеал создает в обществе потенциал для прогресса: большинство начинает чувствовать свое отклонение (далеко не в лучшую сторону) от идеала и стремится как-то продвинутся ближе к тому, что считается общественной нормой. А значит получить реальное образование, а не корочку. А значит иметь у руках профессию. А значит много работать и иметь эту самую «американскую мечту»: свой дом, счет в банке, машину, обеспеченную старость и т.д.

    У нас же совок в своем заигрывании с «человеком труда» и т.н. «простым народом» перенес идеал в середину, если не вообще — вниз общества. И вот этот образ жизни, который и так ведет большинство россиян и объявлен идеалом и нормой.

    Человек сравнивает себя с каноном и не находит никаких отличий. Значит я живу правильно, говорит он сам себе. И ничего в моей жизни менять не надо. Пусть те, кто не соответствует этому канону что-то меняют. В такой ситуации нет места для личного прогресса. А значит нет места и для прогресса общества в целом.

    Более того. У этой ситуации есть еще одно не менее губительное последствие: те, кто находится в верхнем сегменте испытывают дикий дискомфорт: их не считают «простым народом». А поскольку при совке «народом» считался только «простой народ», то этих людей (назовем их условно — «элитой») «простой народ» не принимает «в народ».

    Этот самый «простой народ», быстро привыкнув к своему положению некоего идеала, сам уже определяет правила, по которым он относит каких-то индивидов к народу, а каких-то — не относит… И у образованной и динамичной части общества появляется какая-то странная репутация инородного элемента в теле народа. А отсюда уже полшага до пятой колонны и агентов Госдепа.

    Вот этот культ «простого народа», который достался нам от совка и который активно эксплуатирует нынешняя власть — он и является главным препятствием на пути прогресса.

    Лично мне так кажется… И в рамках сложившихся отношений между властью и народом не очень понятно как из этого порочного круга выбраться…

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Слово

Размер шрифта

Размер шрифта будет меняться только на странице публикации, но не на аннотациях

Рубрики

Полсотни последних постов