Возврат на главную

Подпишитесь

Можно подписаться на новости "Слова". Поклон каждому, кто разделяет позицию сайта. RSS

Страницы сайта

Последние комментарии

Потерянное поколение

Поколение с культом бескорыстной любви и бешеной страсти

Наталья Шаинян, заведующая отделом мемориальной экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой

Потерянное поколениеГлавное: это был остров не во времени, а в пространстве. Жить в 90-х было интересно (не легко, а именно интересно) ровно в трех городах: Москве, Питере и Екатеринбурге. Архипелаг трех островов. Все. А я жила в Новосибирске. Это было поганое время. Академгородок, стерильная в социальном смысле среда – научные работники, преподаватели, студенты. Разумеется, никакого киношного гангстерства с погонями и перестрелками, просто тихая нищета и с юмором преодолеваемый голод. Ужас старших: «Мы-то хоть пожить успели, а вас жалко!». И наша беззаботность – мы ни в чем другом пожить не успели и не очень понимали, чего лишены. 


Конечно, по вечерам было лучше не выходить — но так там было всегда, там же лес кругом, анклавы науки советская власть строила когда-то по типу лагерей и в тех же каторжных местах. Кто мог, эмигрировал. Оставшиеся сажали картошку и ели ее потом всю зиму. В холодильнике не было ничего, кроме кастрюли супа из дачных овощей. Большая сплоченность – делились едой, одеждой, лекарствами, помогали и спасали. Очень много читали. Очень много пили. Всеобщий бизнес на сданных бутылках. Всеобщая брезгливость к браткам – не только к бандитам, вообще к торгашам и дельцам, интеллигентская отрыжка. Холод, страшный холод все зимы. Включенные для согрева в квартирах плиты. Ледяные университетские аудитории, в которых сидим в пальто, пишем стынущими пальцами, а разбитые стекла в окнах забиты фанерой. Мне все казалось ненастоящим, и своя юность тоже, явственное чувство, что это — черновик жизни, а настоящая она начнется позже и не здесь. И так и вышло. Чудовищная бедность в молодости совсем не страшна, развал всяческой науки был проблемой старших. А нас, прыгучий молодняк, волновало только как, где и с кем повеселиться. Мы охотно наряжались в вынутые с антресолей одежки и обувь родительской молодости – вот почему в девяностых вдруг вернулись в моду платьица-трапеции, квадратные каблуки, клеши и цветастые рубашки с длинными углами воротничков. Тощими мы были невероятно, и при этом полыхали сексом и весельем. Все, что нам было доступно — это учеба, книжки, дружба, любовь и опыты с сексом и алкоголем. Никакой политики для нас не было вообще, малы и глупы, и что у них там в Москве, какое нам дело. Семьи и детей никто почти не решался заводить, из двадцати семи человек в моей группе родили, кажется, трое. Жили одним днем. Вот оттуда это пестрое веселье, эта умилительная милота на старых фото – щенята, играющие и глупые.

Паршиво было не от политики — это было так далеко, что примерно как на другой планете, не от отсутствия денег — тратить их все равно было негде и не на что, не от отсутствия перспектив — кто про них думал-то тогда? Гнуснее всего было ощущение абсолютной детерминированности, невозможности выскочить из заданных обстоятельств — не было никаких вариантов, даже просто уехать в другой город долго было неподъемным решением. Вообще уехать — это по сложности и фантастичности равнялось полету в космос. Не то что за границу, а в столицу, например. Изменить жизнь нельзя, но это не давило, потому что тогда и мыслей таких не было. Путешествий не было как жанра. За границу же или просто на море тогда поехать было немыслимо. В Академгородке было уныло и безнадежно, и праздник мы себе создавали из всех видов общения, впечатлений искусства, алкоголя и бесконечных любовей. Вообще этот культ бескорыстной любви и бешеной страсти, я думаю, достиг пика и закончился на нашем поколении, следующее уже трезвее смотрело на жизнь – им было, чем еще заняться. А нам совершенно некуда было девать силы, кроме как в эту сферу. Есть ли у мальчиков деньги — не интересовало никого никогда, выбирали по уму и таланту.

И вот это ощущение предопределенности, вдавленности в колею, где тебя застал каток истории, и создавало огромное напряжение в нашем поколении рожденных в 70-е. Мы этого совсем не сознавали тогда, но чуяли, как зверьки, и рвались из-под спуда. Именно наше поколение разметало по миру как мало какое другое — это осколочный эффект того взрыва из-под давления. Старшие могли ехать за лучшей жизнью, особенно ради детей. Мы — просто за жизнью, п.ч. провести ее в условиях, за тебя выбранных — несовместимо с идеей человека и жизни. Как только смогла — в 2000-м — я рванула в Москву. Поэтому гнусь, холод и темноту 90-х в Сибири я знаю не понаслышке. И ничего не происходило в тамошней культуре, а я ведь росла в элитарной, как сейчас бы сказали, тепличной академической среде. Все творилось в трех местах в стране, вышеупомянутых. На прочем пространстве — более-менее одно и то же.
И есть только одна вещь, за которую 90-е, как потом выяснилось, стоит вспомнить добрым словом. Это не свобода – тогда ее не было, для свободы нужны деньги и прочие ресурсы, нищие категорически не свободны. Это не пресловутый общественный подъем – наш подъем объяснялся возрастом и гормонами, а у старших я его как-то не видела. Нет, это – та пустота, предельная разреженность в идеологическом смысле, в которой мы выросли и сложились. Она совпала со временем общественного стыда за содеянное прежде (который мы по младости лет разделить не могли) и страстного интереса к собственному прошлому, истории и культуре, жажды восполнить и компенсировать. Шквал возвращенных имен и тем на наши девственные мозги и уши. Нами, к счастью, вообще никто не занимался, кроме родителей в детстве. Школа не знала, чему учить, комсомола уже не было, РПЦ в нынешнем ее виде и прочей росмолодежи еще не было. В этом вакууме, предоставленные сами себе, мы читали, слушали и смотрели что хотели и до чего могли дотянуться, сами мотали на ус, отвергали или принимали на веру. Привычка мыслить самостоятельно сделала из нас первое свободное поколение в стране. И это был великий ресурс, который грозил разметать осыпавшуюся и сгнившую советскую конструкцию. Вместо этого власти предпочли разметать нас — и так самое малочисленное, наше поколение оказалось выкошено, как после войны. А советскую конструкцию они подлатали, подкрасили и выдают за новую Россию.

Так вот, единственное, за что я благодарна девяностым — нас очень трудно развести. «Не верь, не бойся, не проси» — это наш опыт. Делай свое дело, заботься о тех, о ком можешь, не п**** попусту и не верь п******* — вот чему мы научились. И – удивительное дело, это оказалось опытом каждого, просто каждого десятилетия и поколения на любимой моей родине.

 

Источник – «Эхо Москвы» http://echo.msk.ru/blog/shainyan/1627094-echo/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Слово

Размер шрифта

Размер шрифта будет меняться только на странице публикации, но не на аннотациях

Рубрики

Полсотни последних постов