Как смешать Путину карты без единого выстрела. Обзор западных СМИ
Есть надежда, что Путин остановится на Крыме. Но это не стратегия. А направление воинского контингента не всегда означает эскалацию
Как смешать Путину карты без единого выстрела. Обзор западных СМИ
Сейчас Украине угрожает крупная российская группировка, выдвинутая на ее границу. Россия аннексировала Крым, и ее войска укрепляют контроль над провинцией. Хотя русские уверяют, что они не намерены вторгаться в Украину, в этом легко усомниться. Такая возможность у них есть, а намерения иногда меняются, пишет The National Interest.
«Многие считают, что в украинском кризисе нельзя действовать военными методами, — отмечает издание. — Бесспорно, Западная Европа и США не стремятся к конфликту с Россией, однако если не поддержать Украину, это только подтолкнет русских обострить ситуацию». Малоизвестный за пределами Пентагона, но крайне влиятельный специалист по стратегии Фриц Кремер, много лет бывший советником у длинной вереницы сменявших друг друга министров обороны, считал, что существуют два вида провоцирующего поведения. Первый из них — вести себя угрожающе и этим подталкивать врага к действиям. И второй — выглядеть слабым, что также побуждает другую сторону к рискованным авантюрам.
Переговоры без убедительной силовой поддержки зачастую ни к чему не приводят, считает специалист по военным вопросам Роберт Сполдинг-третий. «Дипломаты чаще предпочитают «мягкую силу», считая «жесткую силу» слишком провокационной. Тем не менее, направление воинского контингента не всегда означает эскалацию. Иногда это чисто оборонительный шаг», — говорит эксперт.
«Крым, скорее всего, потерян — по крайней мере, до тех пор, пока в России не сменится власть. Чтобы выиграть время для Украины и дать возможность подействовать дипломатическим решениям, необходимо прибегнуть к военным рычагам. Сугубо оборонительное размещение истребителей F-22 — один из возможных вариантов. Чтобы такой шаг был дипломатически эффективным, США должны также пообещать защищать украинское небо от нападений«, — считает Сполдинг.
«Такие действия смешают Путину карты — причем, без единого выстрела. Российские самолеты не способны справиться с F-22 и не смогут поддержать наземное вторжение. Украинцы, в свою очередь, будут более уверены в своей способности защитить свою страну, если вторгнувшиеся силы русских окажутся уязвимы для атак украинской авиации, защищенной F-22«, — говорится в статье.
«В результате возникнет пауза, которая даст всем возможность осознать, что США готовы решительно противостоять российской агрессии. Более того, подобная мера станет намного более «отчетливым сигналом для Путина», чем отправка украинцам сухих пайков», — заключает эксперт.
«Все, что сейчас происходит на украинско-российской границе — это не проблема Украины, а проблема разрушения геополитической стабильности, — заявила Юлия Тимошенко в интервью The Financial Times. — Путин показывает, что с помощью агрессии можно безнаказанно менять границы. Своими агрессивными действиями он показывает, что международные организации не работают, международное право не работает и даже соглашения не работают».
Тимошенко слабо верит в возможность дипломатического урегулирования конфликта с Россией: выдвинутые Москвой требования военного нейтралитета и федеративной системы — это «меню неоколониализма», говорится в статье. «Предлагать это меню Украине и, не приведи Господь, осуществлять его — это практически прямой путь к разрушению независимой суверенной Украины». Чтобы предотвратить дальнейшую агрессию со стороны России, Запад должен не только снабдить украинскую армию спальными мешками и сухпайками, но и оказать ей военно-техническое содействие, считает она: «Весь мир должен значительно усилить украинскую армию, не ради войны, а как способ обеспечить стабильность и потенциал сдерживания».
В то же время итальянская La Stampa отмечает, что наступление Москвы можно остановить без применения силы, всего лишь используя рычаги финансов и энергетики. «Пульсирующее сердце российских финансов находится в Лондоне, — указывает специалист по бывшим плановым экономикам Андерс Аслунд. — Следует исходить именно из этого, создавая финансовое давление, которое ускорит отток капиталов из России с последующим обесцениванием рубля и местных рынков акций, на которых уже фиксируется ежедневное падение. Только это приведет к давлению на компании, которые в большинстве своем контролируются людьми из ближайшего круга Путина».
«Другой аспект, над которым следует работать, — отмывание денег. Многие российские правительственные чиновники имеют счета в европейских финансовых институтах, и это не всегда легальный доход. Достаточно инициировать углубленные расследования по этим счетам и замораживать их. Одновременно с этим следует применять принцип «строгих проверок» и осуществлять меры по блокированию незаконных денег», — рекомендует эксперт.
По мнению Аслунда, в настоящее время американский президент применяет правильный тон и правильные меры и он должен продолжать действовать в этом направлении с абсолютной твердостью.
Нужно продолжать давление на Путина, уверен Гарри Каспаров в статье Time. Иначе, совсем как в Чехословакии в 1938 году, украинское правительство будет низведено до роли «пациента под местной анестезией, который беспомощно наблюдает, как хирурги отрезают куски». Каспаров уверен, что Путин всегда будет захватывать все, что сможет подгрести под себя без большого сопротивления, и не перестанет дестабилизировать политическую и экономическую обстановку в Украине. План, вполне возможно, удастся, если Запад не придет на выручку Украине.
Так, Каспаров советует заявить Путину: «едва он вновь перейдет украинскую границу», будут немедленно заморожены все активы России и россиян на Западе. Также следует ужесточать санкции в отношении «путинских олигархов и их родственников за границей». Если же разрешить Путину удержать Крым, его власть в России окрепнет, а в регионе он останется угрозой. «Пусть Обама публично заявит, что о суверенной территории Украины, включая Крым, переговоров быть не может», — заключает Каспаров.
А The Washington Post отмечает, что администрация Обамы постоянно недооценивала Путина и продолжает это делать, утверждая, что Россия изолирована. Путин заложил основы для создания влиятельной альтернативы трансатлантическому союзу.
«Пока реальная возможность применения силы угрожает соседям России, Путин сосредоточит силы и средства на создании Евразийского Союза», — прогнозируют эксперты Молли Маккью и Грегори Маниатис. Они отмечают, что Индия и Китай зависят от российских военных технологий, а Газпром и Роснефть работают над договорами с Китаем и Индией.
Путин активно пересматривает связи с такими союзниками времен холодной войны, как Индия, Китай и Вьетнам; предлагает материальную поддержку крупным «опасным» режимам, таким как Сирия, Иран и Венесуэла; развивает отношения с государствами БРИКС. «Их сотрудничество может трансформироваться в военный союз без каких-либо ценностей, обладающий экспедиционными войсками и целями, которые Путин так отчаянно хочет противопоставить НАТО», — говорится в статье.
«Все еще надеются на то, что Путин остановится на Крыме. Но надежда — это не стратегия», — пишут Маккью и Маниатис. По их мнению, выжидать и отвечать лишь на каждое действие лидера-реваншиста — план, обреченный на провал. «Было бы серьезной ошибкой не готовиться к длительной и многоуровневой конфронтации», иначе будут перечеркнуты ценности, «за продвижение которых справедливо боролись поколения европейцев, американцев и их союзников».
Источник — Лига Новости
Последние комментарии