Размышления бывшей москвички, живущей в Киеве
Екатерина Макаревич
В 2015 году москвичка Екатерина Макаревич уехала из России и поселилась в Киеве. О причинах своей эмиграции она говорила в интервью Радио Свобода. Мы публикуем рассказ Екатерины Макаревич о том, что она узнала об Украине за несколько месяцев жизни в этой стране.
Однажды один мой киевский друг сказал: «Украинцы догадываются, что в России живут люди, не похожие на них самих, но какие – до конца не понимают. В России же ситуация обратная – россияне уверены, что украинцы ничем не отличаются от них самих».
Когда какое-то время поживешь в Киеве, понимаешь, что в этом негласном споре ближе к истине все-таки украинцы. Мы не просто один славянский народ, как принято было считать до известных политических событий. Нет. Мы очень разные на ментальном уровне.
Отличаются не только культура и обычаи, но и внутренние стремления, убеждения, привычки и даже мотивация людей
Эту, казалось бы, простую истину принять нелегко, поскольку именно эта мифологема позволяет некоторым российским политикам апеллировать к еще одному мифу про «братские народы», призывая думать, что движение Украины в сторону Европы является ошибочным, поскольку противоречит самой природе: «Мы ведь один народ! У нас одни корни!».
Ничего подобного. Корни, может, и общие, вот только то, что выросло из этих корней, совсем не похоже на то, что появилось из них же в соседней стране. Отличаются не только культура и обычаи, но и внутренние стремления, убеждения, привычки и даже мотивация людей. В итоге, считать украинцев такими же, как и россияне, не только неправильно, но и политически нецелесообразно, поскольку именно осознание украинцами того, что они другой народ, а значит, имеют право на собственное самоопределение, и является движущей силой, направляющей их в Европу.
Но обо всем по порядку.
Эмигрант из России, переезжающий жить в Украину, проходит, как минимум, 4 этапа восприятия украинской действительности.
Первый уровень я называю «ух ты». Его испытывают в основном туристы из России, приезжающие на несколько дней в один из городов Украины. Именно на этом этапе человек начинает чувствовать среду и догадываться, что здесь как-то иначе дышится. В воздухе действительно больше свободы, жители более доброжелательны, открыты и гостеприимны. С удивлением обнаруживаешь, что на улицах люди чаще смотрят в глаза, даже улыбаются незнакомцам, что не так много полицейских, но от этого порядка почему-то совсем не меньше, а даже больше. Не чувствуешь той агрессии, которая витала в воздухе там, на Родине.
Возникает чувство сопричастности к среде. Каким-то образом сама атмосфера дает ощущение дома и уюта. На этом уровне человек до конца не понимает, в чем же разница, почему он чувствует здесь себя иначе, но точно знает, что она есть. Собственно, наверное, поэтому в Украину хочется возвращаться, чтобы снова побыть свободным и в кругу друзей. Да-да. Украина дает почувствовать себя своим другом.
В первое время происходит некий щелчок, когда ты слышал об украинцах только то, что они фашисты и бандеровцы, и ожидал увидеть здесь распятых на площадях мальчиков, продавцов, торгующих снегирями, рабов, ходящих на привязи со своим хозяином, а тут – бац, оказываешься в среде украинцев, и они тебе улыбаются. Как ни в чем не бывало…
Хотя бы только ради этого разрыва шаблонов нужно побывать в Украине. Отрезвляет, знаете ли.
Но лишь на втором этапе осмысления украинской жизни, наконец, можешь сформулировать для себя, в чем же отличия. Хотя для этого нужно пожить здесь хотя бы месяц или два, погрузившись в жизнь обычных украинцев.
Украинцы очень хорошо различают понятия «государство» и «страна»
Этот этап я называю «сравнительный». Так или иначе, начинаешь сравнивать жизнь здесь и жизнь там. И если делишься своими наблюдениями с россиянами, то невольно замечаешь, что у них возникает своеобразная ревность. Даже если принять за основу, что украинцы не хуже и не лучше, а просто другие, не все в России готовы признать, что украинцы, имея, как и любой другой народ, свои недостатки, в чем-то все-таки лучше.
Но завидовать не нужно, просто надо осознать факт, что поколения украинцев, например, не любили власть. Более того, главным в стране всегда был народ. Какая бы власть ни была, она знала, что, если будет слишком давить, от нее останутся только щепки. Последний беглец в Россию Янукович, видимо, об этом забыл.
Украинцы очень хорошо различают понятия «государство» и «страна». Если в России некоторые наиболее доверчивые граждане искренне верят, что Россия = российский президент, то для украинцев – это нонсенс. Государство для них – это только власть. Ее можно любить или нет, но от нее нужно требовать и ее можно критиковать. Это просто нанятые менеджеры, которым на некоторое время дано право руководить государством, но не народом.
И вот на этом моменте те россияне, которые считают, что критиковать государство – значит предавать Родину, обычно впадают в ступор. Это тяжело, согласна, особенно если постоянно тебе втюхивают мысль, что государство = Родина.
Пользуясь случаем, хочу напомнить этим людям, что Родина – место, где ты родился, это то, что больше чем государство, поскольку оно приходит и уходит, а Родина остается в твоем сердце навсегда. Можно соглашаться с действиями власти, но не забывать, что главным заказчиком является не президент, а ты сам! Президент уйдет с поста, уедет на Карибы тратить «заработанные» деньги, а ты так и останешься гражданином своей страны и твоя жизнь будет зависеть от того, насколько качественно этот президент и его бояре руководили ТВОЕЙ страной.
Но мы отвлеклись.
Украинцев отличает умение с юмором относиться к своим неудачам
На втором этапе начинаешь замечать, что и общение с украинцами отличается. С ними не надо изображать из себя суперумного, не нужно наносного пафоса. Простота в общении – здесь главное. Это хорошо заметно в общении с продавцами. Существует некоторое даже панибратство, когда продавцы воспринимают тебя как соседа, а значит, как своего, родного. Кстати, взаимоотношения с соседями – это отдельная тема. Ходить друг к другу в гости, обмениваться приготовленными вкусняшками – это норма для гостеприимных украинцев.
Но важно не забывать, что существуют и свои круги. Есть дальний круг – знакомые, с которыми украинцы доброжелательны, любят пообщаться и поболтать, но есть и ближний круг – он небольшой. Украинцы вообще любят общаться в маленьких группах. И чтобы попасть в этот круг, нужно постараться.
Общаясь с украинцами, замечаешь и то, что они более эмоциональны, нежели россияне, особенно Центральной России. Для них характерно деление мира на «черное» и «белое». Отсюда, наверное, и пошли выражения, ставшие очень популярными в последнее время среди украинцев, – «зрада» и «перемога», в переводе на русский означающие «предательство» и «победа».
То, что отличает украинцев, так это умение с юмором относиться к своим неудачам или вообще к чему-то плохому. Украина переживает сейчас не самые легкие времена в своей истории, но продолжает воспринимать происходящее как необходимый этап взросления. Это вызывает уважение.
У нас отличается не только настоящее, но и прошлое
Но, как и у любого народа, украинцы не обделены комплексами. Главный из них – это известный комплекс «младшего» брата. Я вижу тенденцию на его преодоление, но это длительный процесс, и россиянам, даже если они хотят что-то посоветовать украинцам из лучших своих побуждений, это нужно учитывать. Украинцы всегда были народом свободолюбивым, а последние события лишь укрепили это внутреннее ощущение, поэтому небольшой совет: давайте советы украинцам, только если они вас об этом попросят. Ни в каком другом случае.
Я часто видела, как ведут себя приезжающие из России эксперты, как они начинают учить украинцев жизни. Честно, даже мне, человеку, родившемуся в России, это казалось странным и нелепым. Почему? Потому что давать советы, как надо делать, можно лишь тогда, когда понимаешь особенности украинской жизни, а не тогда, когда оцениваешь украинцев через призму собственной, российской действительности. Не забывайте, что у нас отличается не только настоящее, но и прошлое, поэтому думать, что и будущее может быть построено на тех же принципах, что и в России, например, совершенно нелогично.
Украинцы должны будут изобрести «велосипед», который будет идеально подходить для украинских дорог
Думаю, это и является одной из причин, почему иностранцам, приехавшим в Украину, чтобы помочь безболезненно преодолеть ей этот переходный период, не так легко работать с украинцами. Ими не учитывается также еще одна важная деталь. Украинцы – народ молодой. Самоопределение себя как независимого народа произошло совсем недавно в историческом масштабе, поэтому ожидать от них отказа от своей, ставшей уже привычной за долгое время, зоны комфорта было бы странно.
Выражается это в том, что украинцы не всегда хотят брать ответственность в свои руки, а готовы переложить ее на других. Я сталкивалась с этим не раз. Вроде все, договорились, что работаем вместе, а потом раз, и начинают возникать всякие отмазки, типа еще не время, а давай ты сделаешь вот это и это, а там посмотрим…
Как мне однажды признался один украинец: «Все равно нам придется изобретать свой «велосипед!» Видимо, да, ждать, что европейцы или еще кто-то предложит рецепт, который подойдет именно для Украины, все же бессмысленно.
Украинцы, так или иначе, должны будут изобрести свой собственный «велосипед», тот, который будет идеально подходить для украинских дорог, тот, на котором будет комфортно ехать именно украинцам, а не европейцам или россиянам. Но это мое частное мнение.
Если говорить об украинской политике, то ее даже сравнить нельзя с российской. Здесь работают совсем другие принципы, которые и не все украинцы-то понимают до конца. Тут однозначно больше свободы, поскольку нет такой вертикали власти, но при этом один повязан с другим, и это тоже является причиной, почему изменения происходят не так быстро, как хотелось бы украинцам.
Украинцы отличаются гораздо большей эмпатией. Выражается это в очень развитых горизонтальных связях. Здесь все друг друга знают. Новости распространяются мгновенно, поэтому даже бизнесмены ориентируются больше на сарафанное радио, нежели на какие-то особые технологии привлечения аудитории.
Думают украинцы прежде всего сердцем, а не головой, поэтому иногда кажется, что происходит что-то нерациональное, но на самом деле есть логика. Но другая. Я еще в ней разбираюсь.
В среде эмигрантов из России принято не лезть со своими советами в украинскую политику
Следующий этап для эмигранта – это трансформация. На этом уровне человек уже перестает быть сторонним наблюдателем украинской жизни и постепенно становится ее частью, начиная воспринимать окружающее через призму себя как элемента украинского общества. Это крутой период, поскольку начинаешь замечать, как ты сам меняешься. Но это состояние и опасно. В этот период у человека создается иллюзия, что он уже украинец, а поэтому имеет такие же права, что не совсем правильно. Поясню. Помните, я написала выше про дальний и ближний круг общения? Так вот, на этом этапе к тебе, пусть и относятся хорошо и доброжелательно, но ты еще не в ближнем круге. Об этом не надо забывать. Ты станешь своим, когда украинцы этого захотят, а не наоборот.
Неслучайно в среде эмигрантов из России принято не лезть со своими советами в украинскую политику. Лично я не лезу в эти дебри не потому, что меня там «побьют», а потому, что я знаю, что украинцы и сами все знают. Простите за тавтологию. Смысл тогда им мешать?
Ну и четвертый этап погружения в украинское мышление – это стать украинцем. Но к этому я только иду, поэтому не могу пока рассказать, что происходит в этот момент с человеком.
В любом случае, украинцы – народ интересный. Понимание, как они мыслят, помогает иначе взглянуть не только на политику России в отношении Украины, но и научиться воспринимать мир не так, как ты сам. Это полезное занятие, знаете ли, тем более если учитывать развитие тренда на глобализацию.
Если у вас остались вопросы – хорошо, значит, вы тоже заинтересовались тем, какие же украинцы на самом деле.
Источник – Радио «Свобода»
Там, на источнике, один из комментаторов дуру включил:
Олесь Калашник:
И что, неужели было бы плохо, если бы Украина была частью одной большой страны? Разве украинцы отличаются от нас сильнее, чем, например, жители Дагестана?
Помогаю выключить дуру.
Ну, Украина является частью одной большой планеты, и хорошо себя чувствует. И теперь хочет стать частью Европейского Союза, и тоже будет замечательно. Может, и частью большой страны было бы неплохо. Только вопрос КАКОЙ страны? Фашистской Эрэфии? Не просто плохо – омерзительно.
А отличаются украинцы от вас очень сильно. Причем в главном: в том, что они не являются рабами. В отличие от вас. И они не хотят жить в дерьме. В отличие от вас. И они — люди, а не протоплазма. В отличие от вас.
Что касается жителей Дагестана – ничего не могу сказать. Я у них не спрашивал. А Олесь, похоже, спросил. И они все ему ответили, что счастливы быть частью фашистской Эрэфии. Ну, тогда это их выбор. А если Олесь не спрашивал, то ему лучше насчёт Дагестана просто помолчать. Вот как я: не спрашивал, значит ничего сказать и не могу.
Последние комментарии