В общем, Хакамада опять облажалась по полной программе, и, похоже, даже не понимает, насколько аморальным, противоправным и оскорбительным является её предложение. Однако, слово она применила правильное – «контрибуция». Вернёте Крым обратно Украине, а потом, как положено любому проигравшему войну государству, будете платить контрибуцию – компенсировать ущерб. Полную. За нанесённый экономический ущерб, за нанесённый экологический ущерб, за украденное у частных собственников, за уничтоженных людей – за всё. И за моральный ущерб – за пытки и издевательства над коренным населением Крыма — крымскими татарами.
Я не давал объявлений о продаже Крыма
«Я считаю, что лучше и проще нам заплатить Украине контрибуцию», – заявила в ответ на вопрос о Крыме российский оппозиционный политик и публицист Ирина Хакамада. Если вы вдруг решите, что Ирина Мацуовна хочет выплатить украинцам материальный и моральный ущерб после возврата полуострова, то глубоко ошибетесь. Она предлагает «ради мира и чтобы все процветали» выкупить Крым у Украины. Предложение смелое, и требует более подробного рассмотрения.
Покупать землю вместе с живущими на ней людьми – исконная традиция российского просвещенного класса. Не стоит удивляться, что Ирина Хакамада, ведущая свой политический генезис от декабристов и партии кадетов, не видит в этом ничего предосудительного. Сколько бы российские либералы ни критиковали кремлевский режим за консерватизм и излишнюю клерикальность, но «духовные скрепы» и традиционные ценности, как мы видим, у них общие. Данное предложение не противоречит политическим взглядам этой записной оппозиционерки. Протестуя против аннексии Крыма «на безоплатной основе» и предлагая взамен распространить рыночные отношения на сферу международного права, Ирина Мацуовна еще раз подтвердила свою фанатичную преданность либеральным идеям ничем не ограниченного свободного рынка. Где все, на что есть платежеспособный покупатель, неминуемо становится товаром, а такие абстрактные понятия, как «родина», «честь», «достоинство», «свобода» и «справедливость», всегда имеют вполне конкретный денежный эквивалент.
«Плохой мир» от оппозиции
Разбор идей российской оппозиции по «крымской проблеме» имеет вполне практическое значение в силу того, что путинский режим, как и любая авторитарная система, подвержен дряхлению и смерти. А значит любая, даже самая маргинальная сегодня оппозиционная группа потенциально может стать властью и предложить Украине свой вариант «решения проблемы».
Если кремлевские башни оккупируют откровенные имперцы – последователи Игоря Гиркина, нас, скорее всего, ждет вторая серия кровавого хоррора под названием «собирание исконно русских земель».
Совершенно не ясно, какую политику по отношению к Украине будут проводить русские националисты, поддержавшие Майдан и критикующие Путина за войну с Украиной
Совершенно не ясно, какую политику по отношению к Украине будут проводить русские националисты, поддержавшие Майдан и критикующие Путина за войну с Украиной. Представить, что люди с правыми убеждениями просто так откажутся от завоеванного «непосильным трудом», не получается, даже несмотря на их текущую позицию. Логика «крови и почвы», свойственная радикальному национализму, предполагает исправление исторических ошибок исключительно в тех формах, которые противоречат принципам мирного добрососедства.
Если власть возьмут условные Навальный или Явлинский, то, исходя из их сегодняшних заявлений, Украине предложат решить судьбу Крыма на «нормальном референдуме». «Нормальный референдум», по мнению части российской оппозиции, – это когда по всем правилам, с журналистами и различными наблюдателями, но в подконтрольном России Крыму. Российские либералы не слышали, что, по всем международным нормам, правом на политическое самоопределение (вплоть до отделения) обладает только коренной народ Крыма – крымские татары, а последние уже определились. Мнение, что не может быть никакого «нормального референдума» на оккупированной территории, также не пользуется популярностью в оппозиционной среде.
Борис Немцов был одним из немногих, кому удалось не запятнать высокое звание российского либерального оппозиционера сомнительными ответами на вопрос «чей Крым?». Однако его судьба убедительно показала, насколько малы шансы на приход к власти сторонников мнения, согласно которому Крым надо просто вернуть его законному владельцу.
Ведь продавать землю с людьми – это неправильно, а наша Революция – это Революция Достоинства
А вот если на кремлевский трон усядутся идейные последователи Ирины Хакамады, то вкупе с «нормальным референдумом», «вечной дружбой» и плохим миром, украинцам предложат за полуостров значительные отступные. И мне, как крымчанину, который надеется вернуться в свой, украинский Крым, как земляку крымских татар, уважающему их исторический выбор, как украинцу, который не давал объявлений о продаже малой Родины, хочется верить, что Украина продолжит борьбу за Крым, даже если отказ от этой борьбы будет щедро оплачен. Ведь продавать землю с людьми – это неправильно, а наша Революция – это Революция Достоинства.
Впрочем, на контрибуцию, в правильном смысле этого слова, – принудительные платежи побежденного в войне государства, – я тоже согласен.
Денис Мацола, крымчанин, политолог, социальный активист
Источник – «Крым. Реалии»
Последние комментарии