Лучия Сгуэлья
«Для власти в России, в отличие от Европы, самое важное не соблюдение законов, а постоянство собственных принципов. Это ужасная традиция, которая восходит к эпохе Романовых, и никто не может ей противостоять — даже народ не в состоянии понять, что это порочный круг», — заявил Александр Сокуров в интервью корреспонденту итальянской La Stampa Лучии Сгуэлья. Журналистка встретилась с великим российским режиссером, чьи фильмы исследуют природу власти и душу диктаторов, у него дома на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, где рабочий стол завален бесчисленными заметками к следующему фильму российско-итальянского производства.
Сгуэлья спросила, на кого из диктаторов, ставших героями фильмов Сокурова, похож российский президент Владимир Путин, с которым режиссер лично знаком.
«Он человек своего времени, очень компетентный, — ответил автор «Фауста». — Но он как автомобиль без заднего хода: ему не хватает механизма, чтобы отступаться от своих решений. Часто спецслужбы и военные вводят его в заблуждение. В России у власти слишком много людей, которые создают призраки опасного «врага» и привыкли лишь отдавать приказы и чувствовать, что тебя слушаются, — отметил Сокуров. — Власть построена на сильнейшей внутренней борьбе, все работают лишь над тем, чтобы создать видимость абсолютной правильности своих действий. Я бы никогда не хотел быть на месте Путина, это кошмар».
Режиссер, который на церемонии вручения кинопремии «Ника» поддержал протесты молодежи и раскритиковал действия полиции, также заявил в интервью: «Это великолепно, что молодежь вышла на улицу. Мы давно ее ждали. Это означает, что русский народ не умер, что у гражданского общества есть надежда. Но перемены не будут быстрыми, это сложно в такой инертной стране. Власть должна вести диалог с этими юношами и девушками, или есть риск, что все плохо закончится: я очень обеспокоен».
Журналистка поинтересовалась, почему в Москве все должно быть «патриотичным» — история, культура, даже антитеррористические митинги. «Потому что у нас нет никакой другой традиции или мировоззрения, за которые мы могли бы ухватиться, кроме Великой Отечественной войны, — ответил Сокуров. — Чуть что, сразу ссылаются на нее. И говорят о ней, как будто это было бракосочетание двух королевских особ… а ведь это был ужас. Если вы съедете с дороги на 98 километре за Петербургом, там по-прежнему трупы. Десятки миллионов погибших». «Мне 65 лет, — продолжил режиссер, — и я не припомню и пяти лет, когда Россия не находилась бы ни с кем в состоянии войны, внутри или вне страны. А вокруг этого власти выстраивают нам патриотические торжества, все должны склоняться перед памятью: это политическая демагогия».
Сокуров также заявил, что «государственное телевидение отравляет умы». «Я никогда не сталкивался с таким уровнем пропаганды, даже в исторических документах, которые изучал для моих фильмов о Гитлере и Сталине. Миллионы русских лишают привычки к толерантности», — сказал режиссер.
В год 100-летия Октябрьской революции россияне, кажется, не желают крутых перемен, отметила Сгуэлья. «Проблема состоит в том, — пояснил режиссер, — что для нас «революция» — это не эволюционный переход к новому образу жизни при некотором применении силы, а разрушение всего того, что было раньше. (…) Сегодня, когда оппозиция обвиняет Путина в том, что он слишком долго засиделся на троне или хочет подготовить себе преемника, это вызывает тревогу у властей. Что произошло бы при совершенно другом человеке у власти? Многие пугаются и снова голосуют за Путина: они не верят, что Россия может найти мирное и смелое решение этой проблемы».
«В фильме «Александра» вы рассказали о войне в Грозном через восприятие бабушки солдата. А как бы вы сегодня сняли фильм о Чечне?» — спросила журналистка. «Я бы даже не стал пересекать ее границу, — ответил Сокуров. — Чечня больше не Россия, это отдельная область, где не соблюдаются федеральные законы. Их лидеры жестоки (…) Европа знает, но молчит (…) Мы должны наконец что-то решить с этой язвой, которая существует веками, еще со времен Романовых». По мнению режиссера, в Чечне необходимо «провести референдум, чтобы спросить у населения, хочет ли оно по-прежнему оставаться с Москвой».
В завершение Сокуров отметил, что сегодня ни западная, ни российская цивилизация не обладают смелостью, чтобы всерьез бороться с терроризмом. «Пистолетов или силы спецслужб не хватает, нужны новые идеологические инструменты. Еще Гёте говорил: «Против толпы можно бороться только вместе с толпой», — подытожил режиссер.
Источник – Inopressa
Дремучий реликт дремучего прошлого
Я тут только в одном не согласен с великим режиссёром – в оценке путлера («Он человек своего времени, очень компетентный»).
Потому что очень компетентного человека в 21 веке невозможно регулярно разводить как последнего лоха, а именно это Сокуров и предполагает: «Часто спецслужбы и военные вводят его в заблуждение».
Путлер – дремучий реликт дремучего прошлого. И если под «человек своего времени» подразумевается именно это, то да. Но вопрос компетентности всё равно за скобками. Даже в дремучем прошлом компетентные люди не позволяли делать из себя идиотов и не зарабатывали имя Huylo, которое теперь с гордостью носит наш фигурант.
А что до заголовка «Русский народ боится будущего», то боится, да, потому что его не имеет. Его нет
Последние комментарии