На Страстной седмице мной овладело уныние, казалось, что пасхальная радость не придет и праздник пройдет тускло. Но Бог милостив, пасхальная радость неожиданно наполнила душу. Она приходит, когда к сердцу человека приближается Бог. Затихают страсти и страхи, хочется всех любить и радоваться бытию. Душа стремится выразить словами свет воскресения Христова, чтобы удержать и сохранить.
С апостольских времен не умолкает проповедь о Воскресении. Каких только проповедей не было сказано различными проповедниками за две тысячи лет! Кто же произнес первую пасхальную проповедь, где она прозвучала и кто были первыми её слушателями? Это была удивительная проповедь, и произнес ее во аде Сам воскресший Христос. Первыми слушателями были «пребывающие в темнице души, которым он, сошед проповедал». Церковная песнь рассказывает: « Во гробе плотью, во аде же душою, яко Бог, в раю с разбойником и на Престоле был с Отцом и Духом, вся исполняя, Неописанный». Когда Христос плотью пребывал во гробе, духом он сошел во ад, где томились души умерших в ожидании Его пришествия. Об этом рассказывают третья и четвертая главы первого послания апостола Петра. Там рассказано, как Господь сошел во ад и произнес проповедь о Своем воскресении. Сила Его слова оживотворила души, связанные во аде узами мрака. Воскресший Христос расторг связавшие их узы греха и возвел на небо. Сошествием во ад Христос сокрушил его силу.
Все мы видели икону Воскресения Христова. Современная иконография являет Христа, стоящего на гробном камне со знаменем в руках. Рядом с Господом стоят ангелы. Древняя иконография являла другой образ воскресения: Христос выводит из преисподней души, освобожденные от адовых уз. Он стоит на сломанных вратах ада, протягивая руки к Адаму и Еве и выводит их из преисподней. За ними следует множество душ, содержавшихся во аде. Церковная песнь поясняет: «снизшел, Христе, в преисподняя земли и сокрушил вереи вечные, содержащие связанных». Пасхальные песнопения прославляет Христа во-первых, как победителя физической смерти, а во-вторых, как победителя ада: «адову разрушил силу и воскрес, яко Победитель». «Вереи вечные» означают столбы, на которые навешены врата ада. Христос сломал врата и вырвал столбы, на которых они держались. Иоанн Златоуст восклицает в слове на Пасху: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Ад низложен и умерщвлен, разрушен и упразднен».
Как понимается ад в современной церковной традиции? Католическое представление об аде выросло из церковного предания, получившего наиболее популярное истолкование в поэме Данте. Такое представление об аде, как вместилище душ, лишенных свободы и заключенных темными силами во мраке, господствует в сознании православного народа. Для этого есть основание в Писании о падших ангелах, содомлянах и прочих грешниках, которых Бог «соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великого дня» (Иуд. 6). Над входом в ад запечатлены слова: «оставь надежду, всяк сюда входящий». Данте натуралистично описывает различные мучения грешников в «геенне огненной, где плач и скрежет зубов». Евангелие предлагает образы ада в притчах. Христос взял образ «геенны огненной» от мусорной свалки, постоянно горевшей на окраине Иерусалима. Евангельский образ ада показан в притчах о Страшном суде, о богатом и Лазаре. Эти образы сохраняются неизменными в христианском сознании, словно не было воскресения, разрушившего ад. Ад по-прежнему наполнен физическими мучениями. В образах ада запечатлены безнадежность, огонь вечный и скрежет зубов. В притчах Христа изображен ад, каким он был прежде воскресения.
Как же быть с церковной традицией, опирающейся на Писание, что воскресение Христа упразднило ад? Восточное христианство поздней эпохи сохраняет средневековые представления до наших дней. Современное церковное представление об аде передает огромная икона в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря, изображающая «древнего змия» и бесов в образе палачей, мучающих грешников. Этот образ распространен во многих храмах. Все осталось, как было у Данте. В разные периоды истории понимание ада меняется в связи с человеческой психологией, научной парадигмой, внешними условиями. Воскресение Христа из мертвых потрясло и разрушило ад. В пасхальном богослужении и древней иконографии выражена идея коренного изменения, мимо котороо проходит современное церковное сознание, словно воскресение Христа ничего не изменило, и ад сохраняет прежнюю силу.
Богословское понимание традиции меняется. Например, аскетизм в опыте преподобных первого тысячелетия имел восточную окраску «умерщвления плоти». Преподобный Симеон во втором тысячелетии открывает новое понимание аскетизма, как «обожения плоти», за что получил редкое имя «нового богослова». То же происходит с образом ада. Древнее понимание адских мучений сохранилось в классическом выражении: «мучимые в геенне поражаются бичом любви». Иконография разрушенных врат ада, песнопения о разрушении ада сошествием Христа, слова Златоуста о умерщвлении и низложении ада возвращают нас к древнему пониманию. Это не означает «все-спасения», осужденного пятым Вселенским собором. «Все-спасение» невозможно в силу человеческой свободы. Спасение, как жизнь в Боге, возможно для того, кто его хочет и ищет. Каждому оставлена свобода добровольно пребывать в аду. Отлучение от Бога переживается не как пространственное вместилище, а как состояние души, связанной невидимыми узами греха. Человеческая душа создана познавать Бога, любить и стремиться к единению с Ним. Грех разъединяет человека с Богом. Желание греха внушает диавол, чтобы отвратить человека от Бога и связать узами греха. «Хочу любить, хочу молиться, хочу я следовать добру», а диавол удерживает душу в рабстве. Пребывая в грехе, человек добровольно поработился диаволу и признал его своим владыкой. Он не имеет сил сбросить узы рабства. «Если Сын освободит вас, воистину свободны будете»-говорит Христос иудеям. Сошествие Христа во ад разрушило насилие греха. Адские пленники получили свободу молиться, любить и стремиться к Богу. «Сокрушил вереи вечные» означает: разрушил власть темной силы над человеческими душами. От выбора зависит воспользоваться силой Христовой и освободить душу от страстей и вернуться к Богу. Силой Христовой человек может освободиться от власти диавола и уз греха. Христос освобождает души от насилия ада и возводит на небо уже за пределами земной жизни, вновь предоставив возможность осуществить свою свободу.
В фантастической повести Клайва Стиплза Льюиса (C.S. Lewis) «Расторжение брака» ад представляет «серый город». Там не тьма, а вечные сумерки и постоянно моросит дождь. Тоска и пустота, но не безнадежность, ибо туда регулярно приходит «голубой автобус», предлагая путь в Царство Божие каждому, кто захочет. Трудно изменить сознание пребывающих в сером городе. Даже решившиеся на путешествие в автобусе, возвращаются обратно. Этот образ ада оставляет возможность перемены. Человек не утрачивает свободу. Священное Писание умалчивает о возможности осуществить свою свободу за пределами земной жизни, оставляя спасение между страхом и надеждой.
Последние комментарии