Когда мы служеим божественную Литургии и начинаем главную часть — Евхаристию или благодарение, чтобы принести бескровную Жертву, мы призываем: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем». Это значит: чтобы исповедать Святую Троицу, необходимо полюбить друг друга. Невозможно полюбить Бога, если мы друг друга не любим. Этот призыв церковь обращает к предстоящим всякий раз прежде, чем мы принесем бескровную Жертву, т.е. обратимся к Богу с теми словами, которые Господь произносил на тайной вечери: « Примите, едите, это Тело Мое, за вас ломимое….Пейте от нее все, это Кровь Моя, за вас изливаемая». Между нами и Богом, между нами и людьми всегда стоит средостение, сквозь которое нельзя пройти — наша непримиренность…с Богом, с миром, с жизнью, с обстоятельствами, с другими людьми. Непримиренность выливается в два противоположных переживания. Это может быть либо безразличие и черствость, либо гнев и ненависть. В таком состоянии души приносить Богу бескровную жертву благодарности невозможно. Стену необходимо разрушить.
Господь и призывает нас простить друг друга и простить Бога. Слишком часто у нас возникают к Богу претензии. Они нелепые и необоснованные, но тем не менее, претензии: «Почему же Ты смотришь на царящее в мире зло и его не прекратишь?» Такие же претензии к миру. То, что мы не можем изменить в себе, мы вменяем в вину внешним обстоятельствам. Не задумываясь о собственной вине, мы проецируем её на внешних врагов.
Каждый раз, принося Богу благодарение, мы произносим слова: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем». В это время священники в Алтаре протягивают друг другу руку, обнимаются со словами: «Христос посреди нас» и отвечаем: «Есть и будет».
Господь в Евангелии сегодня указывает необходимость примирения и приводит притчу. Один человек решил рассчитаться со своими должниками. Он призвал первого из должников, который должен ему был тьму талантов. Талант серебра или золота –очень большая сумма, исчисляемая на весах. Мы до сих пор употребляем выражение «на вес золота». Славянское слово «тьма» означает «десять тысяч»– огромное количество золота или серебра. Заимодавец позвал своего должника, а тот не имел средств вернуть долг. Тогда он велел продать должника в рабство с женой и детьми его, продать все его имущество и вернуть долг. Понимая, что в жизни наступила катастрофа, должник упал в ноги заимодавцу и сказал: «Потерпи немного, и весь долг верну тебе».
Заимодавец понимал, что долг слишком велик, и должник не вернет его. Он пожалел должника и сказал: «Я прощаю тебе весь долг». Что должен был почувствовать этот человек, у которого внезапно изменилась судьба. Долг, тяготевший над ним как смерть, был прощен. Он словно воскрес для новой жизни, что бы начать сначала. Следовало ожидать от него радости душевной и бесконечной благодарности. Пробужденная душа готова обнять весь мир и делиться со всеми милосердием и радостью.
Но что происходит дальше? Прощенный должник встречает приятеля, который должен ему небольшую сумму в 100 динариев, меньше одного таланта. Он схватил его за горло, стал душить и требовать: «верни долг». Приятель, застигнутый врасплох, произносит те самые самые слова, которые обрели милость заимодавца: «Потерпи, и я верну тебе весь долг».
Долг не велик и вернуть его возможно, но прощенный должник приходит в ярость. Он не прощает долг, но ведет должника к судье и сажает в темницу. Общие друзья, увидев происшедшее, пожалели человека, брошенного в темницу за мелкий долг. Они пошли к заимодавцу, простившему значительный долг и рассказали ему о мелочной жадности прощенного. Заимодавец, простивший должника, призвал его и сказал: « Злой раб и лукавый. Весь долг я простил тебе. Разве не следовало тебе простить долг другу твоему». И отдал его в темницу до тех пор, пока не возвратит долга. Заканчивая притчу, Господь в двух словах объясняет ее смысл. Он говорит: «Вот так поступит с вами и Отец Мой Небесный, если не отпустите каждый ближнему своему грехов их от всего сердца». Эти слова Христос обращает ко всем нам: «Если в вашем сердце не проснулась милость и прощение, пусть проснется благодарность за то, что Отец Небесный прощает вам грехи». Заповедь о прощении проходит через все Евангелие. Каждый раз в молитве «Отче наш…» мы снова и снова повторяем эти слова: «Остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим», чтобы эти слова достучались до нашей совести.
Последние комментарии