Новодворская: Путин оказался не злодеем, а фанатиком
Виталий Цыганков
Российская диссидентка и правозащитник, основатель партии «Демократический союз», уроженка белорусских Барановичей Валерия Новодворская в интервью белорусской службе «Радио Свобода» рассуждает о том, насколько далеко может пойти президент России Владимир Путин, прежде чем Запад может остановить Россию, хочет ли Кремль захватить Беларусь, является президент Беларуси Александр Лукашенко марионеткой Москвы и как жить в стране, где большинство не разделяет твоих ценностей.
– Сегодня в политической и общественной жизни России происходят вещи, которые еще несколько лет назад выглядели плохим шуткой: блокируются независимые сайты, новые поправки в закон предусматривают сажать за проведение митингов, наказывать за двойное гражданство. Идет травля тех деятелей культуры и искусства, которые не согласны с линией власти. Не кажется ли Вам даже скорость этих изменений какой-то ужасно-фантастической?
– Путин оказался не злодеем и мошенником, а фанатиком. Мы думали, что он просто любит деньги. Лучше бы он, конечно, просто любил деньги. Но его характер оказался не таким, и в рабской стране благодаря безразличию Запада можно делать что угодно. После событий в Украине можно сказать, что с наклонной плоскости мы перешли в свободное падение. Летим вниз, некому соломку подстелить.
Я всегда говорила, что Беларусь – это полигон, на котором отрабатываются реставрационные конструкции. Все, отработали – теперь у нас не лучше, чем у вас – полное равенство и братство.
– Но «свободное падение» России – ядерной державы – для мира гораздо опаснее, чем диктатура в скромной Беларуси…
– Да, для мира это неожиданный шок, и он не реагирует так, как следовало бы. Они не только Украины не защищают, они не защищают устоев мира, ими же созданных. И ситуация может закончиться термоядерной войной – даже уже не из-за Путина, а из-за других злоумышленников.
Крым – это «подарочный набор» для России. А если Китай захочет забрать Тайвань, независимость которого гарантируют США? Тайвань имеет хорошее современное оружие и будет защищаться. Что будет делать Запад, если Северная Корея, увидев, что наказания агрессору нет, захочет захватить Южную Корею? Устои мира уничтожены ликвидацией Будапештского соглашения и молчанием Запада.
Мы шли к этому достаточно долго. Сначала чеченская война. Ну хорошо, мир не проснулся тогда, потому что это своя территория – делайте, что хотите. Но потом Грузия. И там Джордж Буш остановил мировую войну. Он остановил Путина, который шел на Тбилиси – и не словами, а делом: самолетами, кораблями, – то есть дал понять, что будет защищать Грузию вооруженным путем.
Но поскольку Барак Обама проявлял все признаки слабости, то в мире ослабла и единственная власть, которой он держался, – мощь США. И Путин решил ни в чем себе не отказывать. Он попытался – прошло. США могли остановить это сразу, как только появились первые разговоры. Можно было ввести в Крым войска, можно было бы привести несколько авианосцев, Украина бы денонсировала договор о Черноморском флоте – и Путин бы туда не сунулся. Но поскольку были только заклинания, то мы дошли до самой страшной ситуации, когда зло остается безнаказанным. И в результате мир стоит на той грани, на которой он стоял во время Карибского кризиса.
– Пойдет ли Путин дальше? Хватит ему Крыму, или он имеет более глобальные планы? В общем, по-вашему, Кремль действует инстинктивно, реагируя на конкретную ситуацию, или он имеет какой-то стратегический план, и Крым – только его первое звено?
– Я считаю, что Путин совершенно спокойно тестирует ситуацию и убеждается в том, что Запад недееспособен. Ему давно хотелось получить Приднестровья, или даже всю Молдову, которой тоже нечем отбиваться. Почему бы также не кончить историю с Грузией?.. Это менее сложные проекты, чем Восточная Украина. Ведь в Украине есть кому защищаться, и будет очень много потерь.
– Каков ваш взгляд на «вечную» дискуссию среди аналитиков и политологов по поводу того, является ли Лукашенко самостоятельным политиком, или он просто марионетка Кремля, которая талантливо исполняет роль президента независимой страны?
– Лукашенко – опытный и хитрый политик, вроде Муссолини, он в этом смысле учитель Путина. Он просто использует и «доит» Россию, но никуда присоединяться он, естественно, не хочет. Я думаю, он боялся, как бы Путин не ввел войска в Беларусь. С другой стороны, чего бояться? В Беларуси диктатура, нет прав и свобод – Путина это вполне устраивает.
Украина спровоцировала русское вторжение в Крыму потому, что там произошла демократическая революция, и тем, что Украина решительно пошла на Запад. И это было особенно невыносимо. Под тот шумок можно было забрать Крым – и как наказание, и потому, что он «плохо лежит».
Что касается Лукашенко, то он безропотно голосует в ООН, выражается России нужным образом – поэтому пока что это Путина устраивает. Зачем ему еще и белорусов кормить?..
– А если представить, что завтра в Беларуси появляется новая демократическая власть, объявляет, что собирается идти в Европу (а 40 процентов белорусов уже сегодня поддерживают вступление страны в Евросоюз), – через сколько времени в Минске появятся российские «зеленые человечки»?
– Довольно быстро. С другой стороны, я не думаю, что эти ваши 40 процентов способны сделать демократическую революцию – как-то слишком тихо они сидят. Конечно, ваша молодежь сделала свой выбор – «Лукашенко в ж…, Беларусь в Европу». Но ваша другая половина, которая против Европы, – это как наши российские 60 процентов глухих «совков». И это дает власти запас прочности. В Украине такого количества «совков» не было, в основном благодаря западникам. Там произошла настоящая антикоммунистическая революция, которая сумела себя защитить.
– Если вернуться к тому, что происходит с Россией – свободное падение, как вы это определили, – то чем это может закончиться для мира и для самой России? Победой России, ее конфликтом с миром, ее экономическим обвалом?
– Дорогой мой, до этого очень далеко. Поскольку нет реального противостояния со стороны Запада. Путинские действия вызвали шквал ура-патриотизма, советских воспоминаний – 91 процент его поддерживает, страна утонула в нашествии колорадских жуков с лентами. Имперский вектор. Путин сознательно пробудил эти силы, за ними как за каменной стеной, надеется, что ему этого хватит еще на парочку сроков.
Чем это закончится? Должно закончиться плохо. Но для этого мир должен реально взяться за Россию, задушить ее «костлявой рукой голода». Ведь вы понимаете, воевать никто не будет со страной с ядерным оружием. Но переговоры – это не то, что помогает в борьбе с бешеным тираном. Он только делает вид, что сошел с ума, но на самом деле он вполне нормальный, и делает то, что ему позволяют. Гитлер тоже казался сумасшедшим, особенно во время своих выступлений, но действовал холодно и здраво.
Чтобы российский бюджет был полностью разрушен, нужно, чтобы нефть стоила 80 долларов. Но даже все усилия Саудовской Аравии могут снизить ее стоимость только до 90 долларов. Чтобы снижать дальше – надо разрешить продавать нефть Ирану. На это уйдет год-полтора. А пока реальных санкций нет. Реальные санкции – это когда в стране вводится карточная система. Уверяю вас, у нас никакой карточной системы нет. А в регионах многие как жили в 70-е годы, кое-как перебиваясь, так и сейчас живут. Их невозможно санкциями запугать, потому что они и так ничего не видели в жизни. Поэтому ситуация практически безнадежная.
– Как раз в этой связи мой следующий вопрос. Действительно, Россия вступает в период, возможно, весьма долгого «похолодание» (Беларусь в нем находится давно). Что бы вы посоветовали тем молодым людям, которые не принадлежат к 90 процентов? Людям, которые мыслят свободно и – разделяющим гуманистические, демократические ценности. Как им жить, где им жить?
– Я не беру на себя смелости говорить этим людям «пропадайте вместе с Россией». Наш «Демократический союз» давно принял это решение – у нас в уставе есть графа «отказ от эмиграции». Сама я вижу, что все лучшие, кто способен мыслить, быть нужным, – уезжают на Запад. И сегодняшняя молодежь, скорее всего, не захочет здесь пропадать.
Умные чекисты не захотят опускать «железный занавес», они выпустят тех, кому что-то нужно. А те, кому ничего не надо, – плебс, – будут обслуживать трубу. Власть никак не заинтересована в элите, она не собирается спорить, она будет жить сырьем.
Белорусская молодежь это давно поняла: она учится в Варшаве, Вильнюсе. Беларусь в этом смысле более перспективная. Когда исчезнет эта могильная плита в виде России, которая удерживает Лукашенко, то Беларусь будет готова учиться у Европы. Россия гибнет еще и потому, что она не имеет готовности учиться.
Источник — Радио Свобода, перевод мой
Последние комментарии