Украине нет никакой выгоды в «пришивании» бандитских республик Донбасса
И не нужно бояться, что принципиальная позиция приведет к разрыву отношений. Не приведет. Мы имеем дело не с Россией какой-нибудь, где никем не контролируемый Путин готов в порыве ярости отключать газ или посылать войска.
Сравнение Украины с Израилем — привычный образ последних двух лет. Страна, которая вынуждена противостоять куда более, на первый взгляд, сильному и многочисленному противнику. Страна, самого права на существование которой этот противник не признает. Страна, которая рассчитывает в своей борьбе на поддержку цивилизованного мира — потому что является форпостом демократии и уважения к правам человека в регионе, где господствуют отвратительные авторитарные диктатуры.
Страна, которую нужно построить — и которую строят в первую очередь рядовые граждане, сделавшие свой выбор в пользу этого строительства… Да, для строительства Израиля люди собирались на своей земле обетованной, зато для строительства Украины всем, живущим тут, пришлось сказать самим себе, что это — действительно Украина. Украина, а не Россия, пишет Виталий Портников на сайте Лига.net.
Но есть еще одна очень важная аналогия, о которой мы все время забываем — отношения с союзниками. Израиль — давний стратегический союзник Соединенных Штатов. У него неплохие отношения со странами Европейского Союза — участниками многих драматических событий на Ближнем Востоке. Но это не значит, что Израилю кто-то что-то может диктовать. Так было с первого дня провозглашения его независимости — и будет всегда. И именно поэтому еврейское государство существует и побеждает — потому что если бы оно во всем следовало бы пожеланиям своих друзей, ему не нужны были бы враги. Просто его бы уже не было.
И это — не преувеличение. Можно иметь друзей, но каждое государство защищает прежде всего свои интересы, а уж затем интересы союзников. Мы — не американский штат. С Европейским Союзом у нас ассоциативные отношения. Мы — не член НАТО. Да, нам будут помогать. Да, будут оказывать политическую, финансовую и прочую поддержку. Но ровно до тех пределов, которые будут восприниматься в качестве пределов национальных интересов того или иного государства. А нередко эти национальные интересы подменяются электоральными интересами политиков и партий или просто желанием лучше смотреться в историческом зеркале.
Почти каждый американский президент в конце своей каденции обещал завершить кризис на Ближнем Востоке. Некоторые действительно добивались многого. Возможно, добились бы еще большего, если бы Израиль был готов поступиться принципами. Но объясните мне пожалуйста, зачем это нужно Израилю? Через несколько месяцев после отставки бывший президент США — автор мемуаров, лектор или просто пенсионер. Почему ради лишней главы в этих самых мемуарах нужно жертвовать национальными интересами Израиля или национальными интересами Украины? Ради какого такого результата?
Если государство во всем следует пожеланиям своих друзей, ему не нужны враги
Премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху и в США, и в его собственной стране оппоненты обвиняли в том, что он испортил отношения с Бараком Обамой. Это смешно. Нетаньяху и Обама — не мальчики в песочнице. Нетаньяху воспринял представления Обамы о разрешении кризиса на Ближнем Востоке как неприемлемые — и на фоне того, что сейчас происходит в регионе, оказался прав. Но дело даже не в правоте главы израильского правительства. Дело в его представлении о границе уступок и компромиссов со стороны Израиля. У Обамы может быть другое представление, это его право. Но он — не глава правительства Израиля и даже не гражданин этой страны. Он — президент пускай и дружественного, но чужого государства. Чужого. А Нетаньяху интересует свое. И отказ от каких-то завышенных требований — это всего лишь дорога к поиску компромисса. Если нынешний американский президент к такому поиску не готов — можно подождать смены власти в Белом доме. Еще через год Барак Обама станет обычным гражданином Соединенных Штатов. А Израиль — останется при своих.
И не нужно бояться, что принципиальная позиция приведет к разрыву отношений. Не приведет. Мы имеем дело не с Россией какой-нибудь, где никем не контролируемый Путин готов в порыве ярости отключать газ или посылать войска. США и страны Европы — это демократии. В демократических странах всегда разные точки зрения, всегда есть те, кто поддерживает нашу позицию. Нетаньяху выступил в конгрессе по приглашению республиканцев, оскорбленный Обама даже не встретился с ним в этот его приезд. И что? Республиканское давление на Белый дом от этого не уменьшилось, а только увеличилось.
Киев подписывал минские соглашения не для того, чтобы в тело демократической Украины впихнули на радость Путину оккупированный Донбасс с особыми полномочиями и всякой мразью в роли “лидеров региона”. А для того, чтобы потуже затянуть удавку на шее российской экономики. Для того, чтобы уменьшить российскую агрессивность. Для того, чтобы обезопасить от безумия и себя, и соседние страны постсоветского пространства и, между прочим, Запад. Если наши партнеры рассматривают эти соглашения иначе, если они не союзники, а посредники в несуществующем гражданском конфликте, если они готовы закрыть глаза на трагедии наших граждан, на обстрелы, убийства, беженцев ради “примирения” с агрессором и поставок сыра и апельсинов — тем хуже для Европейского Союза, а не для нас. Потому что за такой Европейский Союз я не дам и ломаного гроша, он развалится при первой же серьезной опасности как будто его и не было никогда. Именно поэтому есть надежда на то, что здравый смысл возобладает, что санкции против России будут продолжаться вплоть до полного освобождения нашей территории и что это освобождение совпадет с крахом Путина. Это и будет результат минских соглашений. Но если нет — то почему мы должны соглашаться на “пришивание” к нам бандитских республик? С какой стати и с какой такой выгоды? С контролируемым Путиным Донбассом — пусть даже формально в составе Украины — мы никогда — подчеркиваю, никогда — не попадем ни в ЕС, ни в НАТО. Так зачем нам идти навстречу тем, кто предает наши общие ценности и обрекать себя на десятилетия маразма — как Боснию, которой западные друзья устроили именно такую счастливую жизнь. Украина, конечно далеко еще не Израиль. Но и не Босния тоже.
Израиль — это четкое понимание того, что интересы еврейского народа и его государства важнее, чем интересы какой-либо другой страны — даже если это Соединенные Штаты. И уж точно важнее хотелок очередной администрации в Белом доме. Отношение к национальным интересам в Украине должно быть точно таким же. Уверяю, никто на нас не обидится — ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в Берлине, ни в Париже, нигде. Только начнут больше уважать. И сторонников такого подхода мы тоже найдем. Пусть не во власти, пусть в оппозиции. А на Западе оппозиция уже завтра запросто может стать властью.
Однако для начала нужно научиться уважать самих себя.
Виталий Портников
Источник – Файно.Ин.УА
Очень согласен. И давно говорю: пределы самостоятельности Петра Порошенко простираются значительно дальше его собственного представления об этих пределах. Многими «пожеланиями» западных партнёров он может и даже обязан просто пренебречь. И – Портников и в этом прав – только больше уважать станут.
Последние комментарии