Россия на сегодняшний день умирает. Постепенно, долго и мучительно
Вместо того, чтобы предпринимать хотя бы какие-то меры для вывода страны из кризиса, действующая власть делает все возможное, чтобы скрыть от народа истинное положение вещей и сделать ухудшение ситуации максимально постепенным и незаметным для широкой публики. На самом деле, если кто-то спрашивает, когда Россия выйдет из кризиса, правильный ответ может быть только один: при существующем подходе — никогда.
Есть старая притча о том, что если лягушку бросить в кипяток, то она выпрыгнет. А если ее поместить в кастрюлю с холодной водой и поставить ее на огонь, то она сварится, так и не заметив этого. Именно таким путем идет сегодня правительство и президент, скрупулезно следуя рецепту из своей адской «кулинарной книги»: варить медленно.
Существует множество вариантов, как можно скрыть от народа ситуацию, манипулируя статистикой. Самый обычный способ для развивающихся стран — рассчитывать показатели в постоянно девальвируемой национальной валюте.
При этом действующая власть, помимо падения котировок рубля из-за ухудшения конъюнктуры российских ресурсов на международных рынках, еще и проводит сомнительные операции, в результате которых бюджет пополняется за счет эмиссии.
Для справки, делается это так: Минфин передает валютные резервы Банку России, который, в свою очередь, не продавая валюты, просто печатает необходимую сумму денег. В прошедшем 2015 году объем таких операций составил порядка 2,2 трлн рублей, что сопоставимо с дефицитом бюджета.
В итоге в статистике мы видим цифры: ВВП в 2013 году — 71,05 трлн рублей, в 2014 году — 77,89 трлн рублей, в 2015 году — уже 80,41 трлн рублей. Там может быть, и кризиса никакого нет, и выходить нам неоткуда?
Не дадим себе обмануть. Доподлинно известно, что курс рубля на конец 2013 года составлял 32,73 рубля за доллар, 2014 года — 56,25 рублей, а 2015 года — уже 72,88 рубля за доллар. И вот в этот самый момент многие возразят, что переводить ВВП в валюту — не актуально. Далеко не вся страна, а лишь некоторая часть наших граждан вообще эти доллары в руках держала.
Именно на это и рассчитана экономическая политика действующей власти. Доллар, и правда, не настолько задействован во внутреннем обороте, чтобы для абсолютного большинства казаться чем-то большим, чем просто надпись на обменнике. Но, к сожалению, это далеко не так, это только иллюзия.
В действительности в стране, где мало что производится, по крайней мере, в достаточном количестве, валюта, конечно, влияет, но косвенно и не сразу, по мере исчерпания запасов завезенных товаров по прежним ценам.
А ВВП России при переводе в твердую, а не допечатываемую раз за разом денежную единицу, выглядит так: 2013 год — 2,171 трлн долларов, 2014 год — 1,385 трлн долларов, падение на более, чем 40%. И, наконец, по итогам 2015 года — всего 1,103 трлн долларов, то есть обвал произошел почти в два раза от докризисного уровня.
Еще один аргумент, почему ВВП правильнее считать в твердой валюте, заключается в том, что до сих пор представители власти заявляют о претензиях страны войти в большую семерку. Но основной показатель участия — это размер экономики, а не занимаемая территория.
По этому показателю России все сложнее и сложнее удерживаться в большой двадцатке. Пока это удается, во многом как раз исключительно благодаря размеру страны. Есть же такое понятие, когда нечто оказывается слишком большим, чтобы падать.
Не менее удручающими выглядят и эффективность сегодняшней экономики, один из главных показателей которой — ВВП в расчете на душу населения. Первоначально по итогам 2013 года в долларовом выражении цифра была такой: 15150 долларов США. В 2014 году показатель снизился до 9635 долларов, а в 2015 году — вообще до 7541 долларов на человека.
И здесь мы видим за два года ухудшение результатов в два раза. В действительности на сегодня это уровень одной из беднейших стран Африки — Анголы после многолетней гражданской войны. Причем интересно, что даже мировое сообщество все еще не оценило истинного положения вещей в России, возможно, просто большинство аналитиков не успели пересчитать новые цифры.
Однако мы за те данные, которые здесь представили, абсолютно ручаемся: для анализа взят показатель ВВП и численность населения с официального сайта Росстата, а курс валюты — ЦБ РФ.
Катастрофический обвал в экономике, тщательно замаскированный девальвацией и сохранением видимости социальных выплат напечатанными деньгами, тем не менее, не мог не отразиться на доходах населения.
Средняя зарплата по стране, если, конечно, вообще уместно говорить о средних доходах кремлевского окружения, депутатов и в то же время, врачей и учителей, с 2013 по 2015 год выросла с 25928 до 30514 рублей. Но при этом за то же самое время в 2013 году она составляла 792 доллара, в 2014 году — 493 доллара, в 2015 году — 418 долларов.
За этот же период доходы населения убивала не только девальвация, но и инфляция, которая составила в 2013 году 6,47%, в 2014 году 11,35%, а в 2015 году — 12,91%.
Но и эти крайне высокие цифры не отражают истинного положения вещей. Действительно, далеко не все дорожало все эти годы. Например, стремительно снижаются в цене квартиры, в которых мы живем, наши инвестиции и прочее. А если говорить об истинной инфляции, которая на самом деле затрагивает абсолютное большинство российских граждан, то более уместно сравнить изменение стоимости элементарной потребительской корзины, на которую, впрочем, тоже прожить не возможно.
Тем не менее, оценим цифры, как есть. Прожиточный минимум в 2013 году на начало кризиса – 7306 рублей, в 2014 году — 8050 рублей, в 2015 году — 9701 рублей. Мы видим, что только за последний год этот показатель вырос на 20%, и это по официальной статистике, хотя, наверное, каждый из нас видел своими глазами, что примерно на столько продукты в магазинах подорожали только за одну новогоднюю ночь с 2014 на 2015 год.
В итоге число граждан, живущих за чертой бедности выросло с 15,5 млн человек в 2013 году до рекордных 22,9 млн человек на начало 2016 года. Это целая средняя страна Европы — людей, которым не хватает денег на еду!
Вместо того, чтобы предпринимать хотя бы какие-то шаги для стабилизации ситуации, российская власть бодро рассказывает нам по телевизору о положительных изменениях и докладывает стране о победах.
В действительности ее цель сегодня, если присмотреться к происходящему, сводится к таким мерам, как сдерживание цен при помощи административного давления и маскировка безработицы.
Конечно, если периодически «кошмарить» проверками торговые предприятия, в той или иной мере видимость создать можно. Например, устанавливая неписанный потолок цен, заставив производителей вместо продуктов массово производить суррогаты, состоящие из сои в хлебе, кормового зерна в хлебе и пальмового масла в молоке, импорт которого в Россию за последний год вырос на четверть.
Аналогичная ситуация наблюдается и в вопросе безработицы. Мало того, что для россиян вставать на учет в службу занятости в случае увольнения имеет смысл только в первые два месяца. А на самом деле, потом никаких пособий не выплачивается, и ловить там нечего. Так еще и ни для кого не секрет, что массовые сокращения становятся для бизнеса поводом для бесконечных проверок. Чего любой ценой избегает каждый руководитель.
В итоге предприятия идут по одному из двух путей. Либо платят номинальную зарплату, прожить на которую невозможно, и сотрудник организации хотя и числится «занятым», в действительности не может прокормить свою семью. Либо вообще сотрудникам начисляют зарплату, которую не выплачивают из-за отсутствия денег. О чем красноречиво свидетельствует статистика: только официально задолженность по заработной плате достигла к 2016 году 3,3 трлн рублей. И это только по крупным предприятиям, не считая массово разоряющегося малого бизнеса.
К сожалению, статистика не учитывает тот факт, что практически вся социальная сфера так или иначе постепенно перекладывается на плечи самих граждан. У нас практически нет шансов, или так называемых квот, обратиться к врачу бесплатно, а тем более, сделать операцию. Отвести ребенка в школу, не сдав деньги в начале учебного года и еще несколько раз в процессе.
А еще — припарковать машину в центре Москвы, Санкт-Петербурга или другого крупного города. Проехать по автостраде. Все чаще и чаще за все это приходится платить отдельно.
Может быть, власть в ответ на вопрос, когда Россия выйдет из кризиса, скажет нам, что это произойдет тогда, когда мы компенсируем ей падение цен на нефть и газ? А она, распределив наши налоги и оставив себе львиную долю, снизойдет и до социального сектора?
На самом деле, даже налоги для граждан — скрыты с поверхности и не видны невооруженным взглядом. Это только кажется, что мы почти ничего не платим. Нас обирают на каждом шагу. Просто налогом облагается чаще всего оборот, а не доход граждан.
Практически в любом товаре уже сегодня есть НДС. К тому, что привозится из-за границы, добавляется еще и импортная пошлина. Но и этого мало: доставка товара — это автоматическая уплата акцизов на бензин. Плюс с недавнего времени поборы на дорогах в формате пресловутого «Платона».
А получение денег россиянином за свою работу на руки — это отчисления в пенсионный фонд, что по факту приводит к очередному, уже третьему подряд, изъятию накоплений на текущие расходы правительства. Плюс в фонд социального страхования, причем мы знаем, что бесплатно лечить не станут даже ребенка.
Это депрессия, это уже не кризис. Но мы не первые и не последние на планете, кто попадает в подобную ситуацию. Мировая экономика переживала и более суровые времена. Правда, при этом власти что-то делали.
Совсем недавно мы были свидетелями, когда на протяжении шести лет (!) Федеральная резервная система США удерживала нулевую ставку кредитов банкам для стимулирования экономики, сохраняя при этом твердую национальную валюту.
Точно также поступает сегодня переживающая не самые лучшие времена Европа. Хотя, конечно, по сравнению с нашим обвалом это можно назвать — золотым веком и процветанием, а не рецессией.
Даже коммунистический Китай — и то догадался в сложную минуту поддерживать бизнес, благодаря чему экономика этой страны до сих пор не вошла в штопор и держится на плаву.
Однако совершенно не так обстоит дело в России. Глава Минэкономразвития изображает из себя туриста на море, не умеющего плавать — бесконечно нащупывает дно под ногами. Банк России вместо того, чтобы выполнять свою главную миссию, обеспечивая стабильность денежной системы, с самого начала девальвации ввел процентные ставки на запретительном уровне, и в результате предприятия до сих пор не могут привлекать кредиты вообще. А Минфин все три года вместе с правительством составляет некие «Антикризисные планы», которые позволяют ему распределять не только национальные резервы, но и пенсионные деньги — между своими приближенными людьми и компаниями.
Не прав тот, кто считает, что все это быстро закончится, и экономика быстро развалится. Точно также, как не правы и те, кто думает, что из кризиса мы выйдем само собой в течение какого-то времени.
Россия на сегодняшний день умирает, как тяжело больной. Не сразу, но долго и мучительно. А перебороть эту болезнь — у нее при действующей системе нет никаких шансов.
Алексей Суховерхов
Источник – «Эхо России»
Последние комментарии