Возврат на главную

Подпишитесь

Можно подписаться на новости "Слова". Поклон каждому, кто разделяет позицию сайта. RSS

Страницы сайта

Последние комментарии

Российские СМИ закатили истерику

Просто замечательный материал! Прямо руководство к действию: «ПОРА, ПОРА»!


Почему российские СМИ закатили истерику по поводу белоруской монеты

Игорь Тышкевич, «Хвиля»

Российские СМИ закатили истерикуВ Беларуси выпустили памятную монету. Даже не Национальный банк выпустил – так, энтузиасты балуются сувениркой. Была задумка сделать 113 «именных» монет – каждому городу по одной. Пришла очередь Могилёва и здесь, как по команде, российские СМИ выходят с заголовками дескать в Беларуси выпустили рубль с призывом уничтожать русских.

Давайте взглянем на сувенир. На аверсе изображение герба города, Ратуши, год основания и слова «Пора, Пора» с обозначением авторства – некий Язэп Леонтович 1661 год.
Оборотная сторона – контуры Беларуси и белорусская птичка бусел.

Возникает вопрос из-за чего же так возбудились за поребриком? Для того, чтобы разобраться, необходимо провести краткий экскурс в историю.

Дата в истории и национальный характер.

Итак, Могилёв, 1661 год. Жуткие времена. Война между ВКЛ и Московией. Половина княжества, в том числе и столица под оккупацией. В городе Могилёв уже 4 года как стоит гарнизон Царства Российского.

Не сказать, что режим слишком страшный — но напрягает. Когда город сдавали, царь обещал и мещан не грабить и вольности оставить и от лихих людей защищать. Да вот проблема — защитники с царём приехали. Ну те, которых через 355 лет назовут зелёными человечками. Тогда они были красными – и кафтаном и мордой лица.

Одним словом, за постой платят мало, пьют безбожно, на рынке «отжимают» бублики, к женщинам цепляются. Короче — напрягают. Тем более, что жалобы магистрата остаются без внимания.

А тут ещё и проблемы обменного курса случилась. Могилёв до оккупации был богатым торговым городом. Ходовая валюта с иностранцами, нет не золото (город был не настолько богат) – серебро. Но вот беда, российская валюта и в то время была деревянной. Вот цитата из челобитной стрельцов царю

  • «В нынешнем 1661 году, по твоему указу, велено нам быть на твоей службе в Могилеве городе, а твое жалованье и суточные дают нам, медными деньгами; а в Могилеве мещане медными деньгами не торгуют и не принимают у нас медных денег за хлеб и за всякий харч и за одежду, и мы от их, мещан, от такого бунтовства вконец погибаем голодною смертью».

Получаем уравнение: хамоватое поведение + неплатёжеспособность = Сильно напрягают.

А тут ещё беда случилась – прислали московских попов, которые не понравились местному духовенству и пастве (тем немногим православным, которые на тот момент жили в городе). Снова конфликт, который закончился разграблением Могилёвской братской школы. Соседи умыкнули типографию, сожгли часть книг (остальные вывезли), вывезли и печатников, которые умели книги печатать. Учителей – и тех, связав, умыкнули к себе в «просвещённое царство».

Видя это, начинают жители вольного града думать. И проявляется тут ключевое отличие менталитета. Если сравнивать с украинцами, то наиболее ярко это проявляется в реакции на обиды.

Что будет если обидеть украинца? Поедет драться. Сразу! Но если обидчик скажет — «извини», да стол накроет — отойдёт украинец. Добрая нация.

Белорусы не такие. Наши люди — мелкие западлисты по сути своей. Обидишь белоруса, плюнешь в лицо — утрётся. Но строчку в разделе дневника «надо помнить» черканёт. Потом будет тебе улыбаться, жить рядом. И ждать момента. Придёт момент — замочит нахрен.

Мещане сидят и думают, как решить московскую проблему. Литвины (как тогда звались белорусы) улыбаются и, с приходом нового 1661 года планируют. Кратко план выглядел так — устроить праздник. И после него «тёпленькими» взять весь гарнизон. При этом предварительно сточив (или украв) кремень из ружей. А это ни много ни мало — 7 тысяч вооружённых орков.

Для этого кузнецы делают оружие. У стрельцов иногда «теряются» мушкеты. Работа кипит. А белорусы улыбаются «защитникам». Не кидаются яйцами когда стрельцы ставят царя (яйца – тоже товар – денег стоит) и считают дни. Запланировано было веселье на масленицу.

Но вот беда, 1 февраля пару руссо-туристо по своей привычке на торговой площади решили бублики «отжать». Но не как всегда — половину, а все. А заодно и поприставать к привлекательным торговкам. Торговкам это не понравилось. Бургомистру Язэпу Леонтовичу тоже.

Дальше было просто. Бургомистр сказал одно слово «Пора!». Потом повторил «Пора!». И все всё поняли. Короче, 3 часа – и весь семитысячный гарнизон был вырезан. Повторю, не побеждён. Беларусы не ставили цель победить в битве. Они ставили цель зарезать всех. То есть не одержать «славную козацкую победу», а кардинально решить «московскую проблему». Возможно не красиво, грязно, но зато чертовски эффективно. Что и сделали.

Около 40 человек правда оставили в живых. И это тоже был план. Извините, но копать 7 тысяч могил в мёрзлом грунте (февраль на дворе) – удовольствие ниже среднего. Магистрат к тому же за такую работу должен платить. А денег жалко. Вот и решили часть орков оставить поработать. Когда те завершили дело их в качестве поощрения отправили назад. К царю, чтобы те передали «в Могилёве вам не рады».

Думаете только этот город отличился? Ха! В этом же году московское войско начало спешно отступать. Странно, ведь контингент тогочасных зелёных человечков превышал количеством 80 тысяч голов. А ВКЛ могло выставить не более 15-20 тысяч армии. Но Москва уехала. И появилось в русском языке новое слово «шиш». Или «шиши». Которое есть и сегодня в выражении «ни шиша».

Что это такое? А помните выражение «белорусы — партизанская нация». Шиши и есть партизаны. Обычные белорусы или, как тогда говорили, литвины. Днём водку русским наливали. Вечером резали как свиней. Но грамотно — не резали в доме (дабы следов не оставлять), брали тех, с кого можно добром разжиться. Короче обозы и детей боярских. Да так брали, что шиши стали «лихом». Некоторые царские отряды месяцами не видели ни жалования, ни подвоза припасов. Короче, всё шиши забрали и когда есть стало ни шиша поехали руссо-туристо восвояси.

Но вернёмся к могилёвским событиям. После восстания Великий Князь Литовский Ян Казимир Ваза вернул городу магдебургское право и подарил новый герб. Где изображены замковые ворота в которых стоит рыцарь с двуручным мечом палача — дань уважения бургомистру, который таким мечом крошил гостей с востока как капусту.

После тех событий город Могилёв вернул себе Магдебургское право. Леонтовичи стали шляхетским родом, только, с изменённой в знак уважения к поступку предков фамилией – Пора-Леонтовичи.

На том месте, где некогда закапывали оккупантов (местные называют его Костернёй), сегодня стоит АЗС с, как подчёркивают коренные жители города, прекрасным бесплатным туалетом для посетителей.

Возникает вопрос: а может забыли всё, какой истории детей учат. Вот на этом подходим к ещё одному символу.

Недавно, уже в современной Беларуси здание Ратуши восстановили по эскизам и чертежам того самого 1661 года. В нем теперь музей города Могилёва. Возникает вопрос: и что же там показывают посетителям, значительная часть которых – туристы с бескрайних восточных просторов?

И тут вновь имеем проявление белоруского менталитета – зачем лезть на рожон, когда нужно просто готовиться. Музей есть, недавно работал даже сайт. Есть вариант описания экспозиции на русском, есть на беларуском. Русскоязычная версия ласкает слух и взор руссотуристо. Тут тебе и польско-русские войны и братская Россия. А про восстание говорится одной строчкой «Организовав заговор против русского воеводы, шляхта и зажиточная городская верхушка истребили гарнизон стрельцов и 2(12) февраля 1661 сдали город Сапеге».

Реальная экспозиция немного иная. Белоруско-язычное описание очень и очень подробно рассказывает … нет, не о резне — там ничего интересного. А о том, как планировали, как накапливали ресурсы, занимались логистикой. Готовили дрова чтобы землю растопить — даже орки морозную землю вряд ли смогли бы раскопать. Да и инвенарь казённый бы поломали. Инвентарь денег стоит! Короче, люди работали.

Вот выдержка из беларуского варианта:

  • стральцы пачалі крыўдзіць магілёўскіх гандлярак калачамі на Гандлёвай плошчы, бясплатна адбіраючы ў апошніх тавар. У гэтую хвіліну загудзеў ратушны звон, на стральцоў кінуўся магілёўскі бурмістр Язэп Левановіч узброены «мечем катовским». Ён закрычаў «Пара!» «Пара!…» и так далее в том же духе.

И, наконец, вишенка на тортик — на видном месте инсталляция того самого процесса. Где если присмотреться видим и торговку с бубликами и бургомистра и горожан, которые занимаются ручным управлением миграционными потоками. Это, повторю, сегодня, в современной Беларуси.

Какой же истории учат? Что показывают посетителям. Своим белорусам — исключительно то, как было. Причём не только показывают, делают экскурсии «с погружением в эпоху». Детей наряжают в костюм и реконструкцию отдельных событий организуют.

Особо впечатлительным туристам из-за поребрика возможно глаголют «русскоязычную версию». Что логично и исторически выверено. Как говориться, «улыбаемся и машем».

А зачем обижаться?

И вот тут подходим к странному проявлению «загадочной русской души» — желанию обидеться. Ну да, монету выпустили, в честь памятной даты. И что? Это даже не государство сделало. Можно обидеться на музей, политику образования. Но это история, факты, которые, в том числе, оставили глубокий надрез в виде слова шиш в русском языке.

А вот значительному числу белорусов, похоже, на обиды российской прессы наплевать – монета пошла «на ура». Не проводя активной рекламной кампании, авторы вынуждены были через сутки после релиза остановить приём заказов на сувенир — не успевали обрабатывать заявки, а количество оных превысило отчеканенный тираж. Тоже факт, и тоже уже история, хоть и новейшая.

ИсточникХвыля

 

One Reply to “Российские СМИ закатили истерику”

  1. ната

    люблю беларусский язык почти также сильно, как украинский. вот где БРАТЬЯ!

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Слово

Размер шрифта

Размер шрифта будет меняться только на странице публикации, но не на аннотациях

Рубрики

Полсотни последних постов