Выживший из остатков того, что люди называют умом, кремлёвский дебил по-прежнему считает себя царём горы. И, похоже, всё более высокой. Ох, и наебн*тся же он с этой высотищи! 😀 — Ремарки «Слова»
Andriy Kobolyev
Москва начала переговоры о продлении транзита
Ну что же, как мы и ожидали, Москва начала переговоры о продлении транзита газа сразу после завершения выборов в Украине. Этот раунд провел российский президент из далёкого Пекина. О необходимости России в транзите и готовности Газпрома заключать контракт на стандартных европейских условиях, конечно, не было ни слова. Было о том, как Украина замерзнет.
Какова сейчас ситуация?
Газпром не успеет построить и запустить обходные газопроводы до конца действия контракта.
Напомню, в отличие от 2009 года, Газпром не может перекрыть Украине газ. Газпром должен деньги Нафтогазу, а не наоборот. Украина внедрила у себя законодательство ЕС, которое устанавливает четкие правила и требования пользования газовой инфраструктурой. Собственно, ни у Газпрома, ни у Нафтогаза значительного поля для маневра нет.
Что это было?
Слова главы Кремля — артподготовка перед следующими трехсторонними переговорами в мае. В Еврокомиссии и среди украинских участников переговоров цену словам Путина знают очень хорошо. Настоящая мишень этого выступления — вы.
Прокомментирую два вопроса: цену как таковую и реверс.
Цена газа — (не) выгодное предложение?
Цена газа для Украины зависит от того, какие нам доступны альтернативы. Лучшая гарантия честной цены — когда поставщиков много и они конкурируют между собой. Они продают газ в Украину потому, что это выгодно, но если кто-то завышает цену, мы просто покупаем у других.
Так же своей выгоды никогда не упустит Путин. Его подход — изолировать покупателя, стать для него единственным источником газа и тогда делать с ним все, что заблагорассудится. Выставлять огромную цену на газ, контролировать внешнюю политику и требовать уступок в вопросах, не связанных с поставками газа. Украина ранее была в таком положении, но уже несколько лет это не так.
Сейчас и у Нафтогаза, и у частных импортеров есть выбор среди нескольких десятков крупнейших европейских газовых трейдеров. Большинство из компаний, с которыми мы работаем, и до сих пор частично государственные. Ни один из наших поставщиков не имеет доли более 30%.
Цена, которую Россия предлагала Медведчуку, выше той, по которой мы покупали у европейских поставщиков. Кроме того, она была на 47% выше цены, которую определил как справедливую для нас Стокгольмский арбитраж.
РЕВЕРС: физический или виртуальный?
Украинская ГТС — интегрированная система со многими разветвлениями, которая объединяет производителей газа, трансграничные входы и выходы, подземные хранилища и потребителей. Именно благодаря такой структуре нашей ГТС Газпром может очень быстро наращивать или сокращать объемы поставок газа в ЕС. Такая гибкость недоступна ни одному транзитному газопроводу.
К сожалению, мы до сих пор не можем использовать так называемый «виртуальный реверс», когда объемы газа не пересекают границу, а просто замещаются встречные потоки. Так это работает в ЕС. Однако в нашем случае объемы транспортируются физически из Украины в ЕС и в обратном направлении.
Это происходит потому, что на газовом рынке до сих пор действует граница СССР. Россия «забыла», что это больше не их территория и время уйти с нашей западной границы. Газпром выставляет на интерконнектор с ЕС свои условия и игнорирует законодательство как ЕС, так и Украины. Поэтому мы не можем объединить наш газовый рынок с ЕС, получить более низкие цены и дополнительные заказы для нашей ГТС и подземных хранилищ.
Что делать?
Именно поэтому так важно, чтобы новый контракт на транзит был заключен по европейским правилам, которые с недавних пор действуют в Украине. Это также позволит «перенести точки передачи газа на восточную границу» — то есть предложить мощности украинской ГТС другим транзитерам газа, например, европейским клиентам Газпрома. Или другим российским производителям, или продавцам газа из Средней Азии, если к вопросу активно подключится ЕС.
Этого россияне будут избегать всеми способами. Конечно, ожидаем и массированную информационную атаку. Против европейских правил и за продолжение действующих контрактов в старой версии, до исправления в Арбитраже. Против прозрачного рынка и конкуренции, за фейковые скидки, вымоленные в Кремле украинскими политиками. Против взыскания нами $ 2,8млрд с Газпрома. Против следующего арбитража, где мы требуем около $ 12 млрд. Против санкций в отношении Северного потока 2 и привлечение антимонопольного органа ЕС к борьбе с манипуляциями Газпрома на европейском газовом рынке.
Совместно с украинским правительством и нашими западными партнерами мы работаем над тем, чтобы в украинские хранилища было закачано дополнительно около 3 млрд куб. м газа. Это важно, чтобы в украинских домах было тепло, даже если Газпром будет делать очередной кризис. По нашим данным, европейские трейдеры также создают дополнительные резервы. Все понимают, что зима близко.
Путину и Газпрому действительно есть, что терять.
Сохраняйте спокойствие и наблюдайте. Будет интересно.
Источник – ФБ, перевод В.Сичкаря
Последние комментарии