Апелляционный суд обязал Россию выплатить $50 млрд по иску ЮКОСа
Правообладатель иллюстрации Getty Images
Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить 50 млрд долларов по иску бывших акционеров ЮКОСа. Это крупнейшая компенсация в истории международного арбитража. Арбитраж уже обязывал выплатить эту сумму, но затем окружной суд Гааги отменил решение.
Апелляционный суд не согласился с решением окружного суда Гааги, который в апреле 2016 года отменил решение суда первой инстанции, так как Россия не ратифицировала Энергетическую хартию. Суд сейчас пришел к выводу, что хартия не нарушает российских законов.
«Это означает, что арбитражное решение снова в силе», — говорится в заявлении на сайте суда.
В заявлении кратко пересказана история ЮКОСа, который был приватизирован в 1990-х и стал одной из крупнейших нефтегазовых компаний в России под руководством Михаила Ходорковского. В 2003-2006 годах власти предъявили компании налоговые претензии, после чего Ходорковский был арестован, а ЮКОС банкротом и выставлен на аукцион.
Решение вынесено по иску трех компаний — Yukos Universal Limited, Hulley Enterprises Limited и Veteran Petroleum Limited. Первые две компании — дочерние структуры GML Ltd., бывшей Group Menatep Ltd, бенефициаром которой является бывший деловой партнер Ходорковского Леонид Невзлин. Все три компании были акционерами ЮКОСа и потеряли деньги при банкротстве.
Минюст России не согласился с решением Апелляционного суда Гааги, который, как говорится в его заявлении, проигнорировал ряд аргументов, представленных Россией. Зато Ходорковский решением гаагского арбитража доволен.
«Кремль проиграл Гаагу акционерам ЮКОСа. Причем подтверждена не только процедура, но и суть: «отъем ЮКОСа — дело не о налогах, а о борьбе с политическими оппонентами», — написал он в «Твиттере».
Кремль проиграл Гаагу акционерам ЮКОСа. Причем подтверждена не только процедура, но и суть: «отъем ЮКОСа — дело не о налогах, а о борьбе с политическими оппонентами».
Проиграл именно Кремль, а не Россия и платить в конце концов будет не Россия, а сечины!— Ходорковский Михаил (@mich261213) February 18, 2020
А вот в этом Михаил ошибается. Или просто лукавит. Платить, как всегда, будет нищая Эрэфия. Даже если сначала заплатят сечины (деньгами, украденными у нищей Эрэфии), то потом, а может и сразу, сечины с нищих вчетверо взыщут – Ремарки «Слова»
Решение арбитража может быть обжаловано в Верховном суде Нидерландов.
«Сомнений никаких нет — будем обжаловать в Верховном суде Нидерландов. На обжалование есть три месяца — естественно, уложимся в эти сроки», — сказал Forbes глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, представляющий интересы России по данному делу.
Отвечая на вопрос Интерфакса, могут ли экс-акционеры обратиться в суды ряда стран о применении обеспечительных мер в отношении российских активов, Кондаков сказал: «Могут, к сожалению, могут».
Тяжба России с акционерами ЮКОСа
Последний этап битвы за компенсацию начался в 2014 году, когда после 10-летнего разбирательства международный арбитраж в Гааге вынес решение, согласно которому действия российских властей при банкротстве компании были равносильны экспроприации инвестиций, в том числе международных.
28 июля 2014 года арбитраж в Гааге присудил истцам рекордную компенсацию в 50 млрд долларов. 8 января следующего года министерство финансов России сообщило о том, что направило три ходатайства в окружной суд Гааги с просьбой отменить решение арбитража.
Россия настаивала, что это решение выходило за рамки юрисдикции суда. Бывшие акционеры ЮКОСа ссылались на договор к Энергетической хартии, который Россия не ратифицировала.
Этот договор предусматривает защиту прав иностранных инвесторов. Россия обещала соблюдать его, если он не будет противоречить российскому законодательству. Однако суд первой инстанции пришел к выводу, что договор и так не нарушает российских законов.
В июне 2015 года ряд российских активов в Бельгии, Франции и Австрии были арестованы по запросу бывших акционеров ЮКОСа по решению гаагского арбитража от 18 июля 2014 года. Под арест попали счета российских госбанков, активы зарубежных корпунктов и другая госсобственность. В некоторых случаях аресты были сняты благодаря дипломатическому иммунитету, в других попытки ареста не увенчались успехом из-за того, что не удалось доказать связь имущества с российским правительством.
В апреле 2016 года окружной суд Гааги признал неправомочным решение международного арбитража. Окружной суд тогда решил, что не было оснований рассматривать жалобу бывших акционеров ЮКОСа, представленных в суде тремя их фирмами, зарегистрированными на Кипре и острове Мэн.
Суд согласился с доводами российской стороны и постановил, что арбитраж не имел полномочий рассматривать жалобу бывших акционеров.
В июле того же года компании оспорили это решение в апелляционном суде.
Что решили сейчас
Теперь Апелляционный суд Гааги постановил, что в его юрисдикцию входит вопрос соблюдения договора к Энергетической хартии, поскольку Россия подписала его, хотя и не ратифицировала, а значит обязалась временно применять этот договор, если только он не будет нарушать российское законодательство.
«По мнению суда, нет никаких противоречий с российским законодательством», — сказано в решении.
Минюст России с этим не согласен, хотя в его заявлении звучит те же формулировки, что и в решении. Апелляционного суда Гааги: арбитраж не принял во внимание «неправомерное использование» договора к Энергетической хартии, который «применялся лишь на временной основе» в той мере, в которой не противоречил действующему российскому законодательству.
«Помимо этого, Апелляционный суд Гааги проигнорировал тот факт, что экс-акционеры ЮКОСа не являлись добросовестными инвесторами. Контроль над активами этой компании был получен ими с помощью целого ряда незаконных действий, — говорится в заявлении. — [Бывшими акционерами] были допущены массовое уклонение от уплаты налогов, нелегальный вывод активов за рубеж, отмывание денег и прочие противоправные действия».
Кремль решение голландского апелляционного суда пока не комментирует.
«Мы внимательно изучим вердикт суда. И мы планируем добиваться его выполнения», — сказал Интерфаксу адвокат экс-акционеров Джонатан Хилл.
«Мы теперь намерены заниматься имплементацией этого решения в разных странах, где есть активы российского государства, и арестом и изъятием этих активов на сумму уже больше 50 млрд долларов», — заявил изданию РБК Невзлин. По его мнению, на это может уйти до 10 лет или больше.
Источник – «Русская служба BBC»
Последние комментарии