О, ненавистные предупредительные люди! О, гнусные заготовители «добра» впрок! Сплошь и рядом суётесь вы в жизнь мою со своим вонючим «добром»… Всегда готовые к услугам по поводу и без повода, всегда готовые к жертвам кажущимся… и действительным?, — любовь к ближнему движет вами? Бескорыстное участие в событиях его жизни? Даже деньги — всеобщий эквивалент стоимости, в том числе и стоимости тончайших движений души, грубый пробный камень надежности человеческих связей, — даже деньги (в разумных количествах) готовы вы ссудить постоянно и неоднократно… и даже — безвозвратно (!?)…
В мире грубых расчетов замусоленными кредитками бесплатных вещей нет. Но нет их и в мире высшей духовности, — в мире изысканного вкуса и высокого интеллекта. Какой платы довольно вам? Привязанности сердца? Тихой, вежливой, молчаливой повседневной благодарности вкупе с постоянной готовностью отдать стократ в моменты жизни исключительные — на любом из поворотов неистощимой превратностями судьбы?
Когда бы только так — земной поклон вам!
Но ведь вы-то — под бешеные проценты ростовщика выдаете свои авансы! Едва количество содеянного вами «добра» превысит пределы неочевидного, едва бесформенная услужливость ваша примет очертания доступных перечислению фактов, как вы решительно перестаете довольствоваться ролью статиста. О, какую бездну наглой бесцеремонности являете вы тогда своему должнику! Какие необозримые права вы себе берете!
Прежде всего, вы требуете, чтобы вам доверили тайники души — ведь вы не чужой человек (разве чужой человек станет делать столько добра, сколько сделали вы)! Вам хочется покопаться там долго и досконально — вы же не чужой человек… Разобравшись (решив, что разобрались!) в тайных пружинах беззащитной от вашего «добра» души, вы видите, как она несовершенна. Как многое там неправильно. Как многое не по-вашему. И, не долго думая, вы принимаетесь «исправлять», «делать как лучше». Это естественно — вы же не чужой человек!
Вы беретесь «советовать» нечто по поводу вещей, которые вас совершенно не касаются, и которых по большому счету вам просто никогда не понять. Вы свободно распоряжаетесь вниманием «должника», его временем, домом, не говоря уже о… В свои личные планы вы то и дело включаете его, нимало не заботясь его собственными планами. Ну, как же, ведь он вам стольким обязан! Не заботит вас и то, что зачастую просто не с вашими куриными мозгами разбираться в тех пружинах, доступ к которым вы получили благодаря наглому нахрапу, вырядив его в одежку услужливой предупредительности.
Не разобравшись в этом маскараде, доверчивый и деликатный человек вынужден теперь терпеть вас, ибо он вам действительно «обязан». Да и попробуй он теперь оградиться от вас — какой вселенский хай вы поднимете! Призывая в свидетели бога и людей, преломляя собственные деяния и его «неблагодарность» через призму искаженного восприятия — с какой обязательной неизбежностью придете вы к тошнотворному громогласному выводу о том, что «людям никогда не надо делать добра»…
И не делайте! Дерьмо оно, ваше «добро». Жрите его сами.
Жизнь, май 1974
Последние комментарии