Возврат на главную

Подпишитесь

Можно подписаться на новости "Слова". Поклон каждому, кто разделяет позицию сайта. RSS

Страницы сайта

Последние комментарии

Выйти на Майдан оказалось легче

Никогда я не стану верующим, и не во всем согласен я с отцом Яковом в части оценок повседневности, политики, истории. Но мне кажется, что он, при всей своей набожности, в чем-то больше атеист, чем я. А в этом материале он просто великолепен – почти во всем. Перепечатываю эксклюзивное интервью, данное сайту «Гордон» без купюр, даже со всеми фотографиями, только что вот некоторые выделения в тексте сделал собственные – полужирным курсивом.


Выйти на Майдан оказалось легче
Отец Яков: Современная Россия — страна без запахов и звуков. В ней все стерильно, как в ангаре, где готовят к погрузке атомные бомбы
Фото: krotov.info

dvaliНаталия ДВАЛИ,
Редактор

Священник Яков Кротов: Выйти на Майдан оказалось легче, чем не дать взятку и отказаться от хорошей зарплаты ради идеи

Коренной москвич, священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов в интервью «ГОРДОН» рассказал, стоит ли ждать развала России и свержения Владимира Путина, о псевдорелигиозности и о том, почему самое страшное происходит не в донецком аэропорту и на передовой, а в тылу.

Диссидент и публицист Валерия Новодворская называла Якова Кротова «настоящим священником», которого Русская православная церковь (РПЦ) «загнала на частную квартиру», человеком, который «вполне тянет на апостола по уровню и по святости, и именно такими я представляю себе святого Андрея и евангелиста Матфея. Вера – талант, и как раз отец Яков Кротов […] мог бы христианизировать Россию». Мало кто знает, что Валерия Ильинична была прихожанкой Украинской автокефальной православной церкви в Москве и регулярно приходила на богослужения к отцу Якову.

Коренной москвич, писатель, публицист, радиоведущий, создатель одной из крупнейших церковных библиотек в рунете, Яков Кротов родился в 1957 году в семье педагогов. В 17 лет был крещен протоиереем Александром Менем. Окончил исторический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Работал в Государственной публичной исторической библиотеке и в Центральном государственном архиве древних актов СССР. Отовсюду был уволен за антисоветчину и неблагонадежность. В 1990 годы зарабатывал переводами (владеет английским, французским, польским и немецким языками, знает латынь) и журналистикой. В 2002-м Яков Кротов стал священником Апостольской православной церкви, в 2007-м – священником Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

В эксклюзивном интервью изданию «ГОРДОН» отец Яков рассказал, почему гораздо легче переубедить махрового ватника или обратить к Богу атеиста, чем достучаться до обывателя, о нелюбви президента РФ Владимира Путина к самому себе и о том, что «выйти на Майдан легче, чем не дать взятку и отказаться от хорошей зарплаты ради идеи».

Речи патриарха Кирилла целиком оправдывают вторжение России в Украину

– Вас не покоробило, когда патриарх Кирилл вручил орден преподобного Сергия Радонежского телеведущему Дмитрию Киселеву?

– Награждение Киселева может удивить только очень наивных людей. Сейчас такие времена, что я не удивлюсь, если патриарх Кирилл посмертно наградит преподобного Сергия орденом имени Дмитрия Киселева. Мы живем в абсолютно перевернутом мире.

– Меня поразила формулировка, с которой вручался орден: «За усердные труды во благо Церкви и Отечества».

Выйти на Майдан
Генеральный директор Российского международного информационного агентства «Россия сегодня» телеведущий Дмитрий Киселев и генеральный директор Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Олег Добродеев получили из рук предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла орден преподобного Сергия Радонежского II степени. 22 декабря 2014 г., Москва, Тронный зал патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. Фото: patriarchia.ru

– Награждение Киселева – акт малозначительный по сравнению с теми речами, которые патриарх Кирилл произносит с марта 2014 года, когда Крым «вошел» в состав РФ. Речи предстоятеля РПЦ целиком оправдывают вторжение России: дескать, в Украине идет гражданская война и так далее.

К сожалению, это позиция не только Московской патриархии, но и российской интеллигенции. Достаточно назвать известную журналистку и писательницу Аллу Боссарт, а также вдову философа Григория Померанца поэта и переводчика Зинаиду Миркину. Это позиция отстранения: дескать, в Украине произошла смена власти, это всегда чревато трагическими последствиями, но это не наша проблема. Интеллигенция закрыла глаза на очевидное, а именно на российско-украинскую войну, увы, не первую и не последнюю за прошедшие 500 лет.

– Почему часть российских интеллектуалов убеждена, что в Украине именно гражданский конфликт, а не война, спровоцированная вторжением соседнего государства?

– Сегодняшняя ситуация – апогей многолетнего конформизма и тактики выживания, которые многие жители России приняли еще в 1968 году, когда советские танки вторглись в Чехословакию. Во время «Пражской весны» мы стояли на развилке: крохотная часть интеллигенции  подписала письмо в защиту чехов, вышла на Красную площадь в знак протеста, но большая часть отказалась.

Был еще третий путь, которым шел отец Александр Мень. Это путь нонконформистский, но и не путь протестных демонстраций. К сожалению, для большинства он оказался непосильным. В общем, с конца 1960-х российская интеллигенция медленно, но верно шла по пути конформизма и агрессивной аполитичности.

Самое страшное сегодня происходит не в донецком аэропорту или на передовой, а в тылу, где решается будущее Украины

– Казаки и российские «добровольцы» на Донбассе твердят о «русском мире» и «защите православной колыбели». Ни в двух войнах в Чечне, ни в войне с Грузией такого не было. Почему именно в конфликте с Украиной Россия активно использует религиозную риторику?

– Позвольте два уточнения. Первое: речь идет не о религии, а о псевдорелигии, имитации духовной жизни. Покойный Сергей Аверинцев замечательно сравнивал квасной патриотизм XIX века и 1990-х годов ХХ века. Раньше был яблочный, хлебный и другой квас. Сейчас тоже есть, но это останкинский квас. Религиозность, о которой вы упомянули, – это форма без содержания, в ней нет ни силы духа, ни веры.

Выйти на Майдан
Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Фото: asfera.info

Второе уточнение. Надо говорить не о двух, а о трех войнах в Чечне. Приход к власти династии Кадыровых обозначил конец второй и начало третьей Чеченской войны – партизанской. И не украинцам с их традицией сопротивления советскому режиму до 1955 года недооценивать, мягко говоря, протестные настроения, которые последние 12 лет в Чечне лишь усиливаются.

В 1990-х в Чечне началась абсолютно европейская, нерелигиозная борьба за независимость. Первый президент Джохар Дудаев был абсолютно светским человеком, как и его два преемника. Именно Кремль инициировал в Чечне религиозный фактор и охоту на религиозных экстремистов. России удобнее спекулировать религиозностью, потому что она еще в 1990-х отказалась от марксизма и коммунизма.

Показать подробнее

Источник – Гордон


Между прочим, одну идею здесь отец Яков высказал совершенно великолепную. Если есть деликатные причины не исключать Эрэфию из ООН, то никто не мешает создать комитет по самороспуску ВСЕЙ организации, поставить ему сроки, поручить разработку устава НОВОЙ организации, куда, как максимум, Эрэфию просто не пригласить. Или, как минимум, исключить из Устава нынешний аналог права «либерум вето». И больше она никакое решение цивилизованных стран не заблокирует.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Слово

Размер шрифта

Размер шрифта будет меняться только на странице публикации, но не на аннотациях

Рубрики

Полсотни последних постов