Москвичка на Майдане
Анна Родионова – филолог, волонтер Общества «Мемориал»
Перепечатка с сайта «РС»
Я добиралась до Киева автостопом и границу переходила пешком. Как только оказалась на территории Украины, меня за 15 минут раз семь спросили: «В Киев? На Майдан?» И, услышав утвердительный ответ, говорили: «Молодец!» или еще что-нибудь приятное.
Первое впечатление от Майдана – карнавал. Костюмированные люди, девушки в веночках из искусственных цветов и разноцветных лент – и надо всем царит украинский флаг. Флагами машут, флаги накидывают на плечи на манер плащей, несколько флагов надеты на памятник, флагами украшена знаменитая елка, флаг складывают из желтой и синей ленточек и привязывают к сумкам, а у всех над головами – чистое синее небо и яркое солнце. Последнее утверждение можно было бы справедливо счесть пошлостью и безвкусицей, если бы не одна маленькая деталь – это абсолютная правда.
Но вообще символики на Майдане довольно мало. Майдан по-хорошему практичен и деловит. На площади стоят палатки, но не потому, что «Мы! Не! Уйдем!», а потому, что люди приезжают со всей Украины – их надо размещать и кормить. Кроме того, некоторые хотят найти земляков, на таких палатках висят названия городов и регионов. На сцене не только поют, с нее объявляют какие-то новости, касающиеся жизни лагеря. Вот ведущая помогает людям найти друг друга, а вот девушка, организовавшая на Майдане интернет-связь, объясняет, как важны субъективные репортажи, и рассказывает о том, как эффективнее использовать соцсети («соцмережки» по-украински). Несколько раз говорили о донорстве и призывали сдавать кровь.
А если какую-нибудь вещь нельзя пустить в дело, она становится частью баррикады. Инфраструктура, созданная протестующими, потрясает воображение, и вопрос «на чьи деньги гуляем», честно говоря, закрадывался в мою голову. Задавать его я никому не стала, поскольку ответ в скором времени узнала сама. Все так же, как у нас: есть интернет-кошелек, куда каждый может перевести свой грошик на нужды революции. Только сочувствующих больше, да и информация распространяется гораздо активнее.
Майдан, на мой взгляд, только во вторую, а может, даже и в третью очередь – про политику. О политике говорят мало, наверное, потому, что в главных вопросах протестующие меж собой согласны, а детали обсуждать надо позже и не на площади. Люди пришли и приехали, чтобы поддержать друг друга, посмотреть друг на друга, познакомиться.
В этом ответ всем, кто обвиняет майданцев в «проплаченности»: можно заплатить людям за выход на площадь или за выкрикивание лозунгов, но никакими деньгами не оплатишь готовность помочь в организации лагеря.
Правительство, кстати, пыталось на соседней площади устроить провластный митинг. Часть митинговавших пошла на Майдан посмотреть, что там происходит, да так там и осталась.
Проникнувшись этими настроениями, я пошла в один из пунктов питания, где нужен был волонтер, разливала чай, но по-настоящему нашла себя в изготовлении бутербродов. Когда я говорила, что приехала из Москвы, меня принимали как хорошего друга, а уж когда я обнаружила знакомство с «несе Галя воду», «ти ж мене пiдманула» и «Марусей раз-два-три калина», так и вообще. Спрашивали, знают ли в России про украинские события, и благодарили за поддержку.
Мнения моих собеседников о Путине можно свести к двум: 1) Ваш Путин немножко получше нашего Януковича: Путин все-таки гэбешник, у него, наверное, есть какое-то представление о чести мундира, а что взять с уголовника! и 2) Ваш Путин еще хуже нашего Януковича: Янукович уголовник, у них есть хотя бы какие-то понятия, а что взять с гэбешника!
Разговоры и раздача еды прекращались, когда со сцены начинали петь гимн Украины. Застывал ковшик над каном с чаем, все поворачивались к сцене и присоединялись к пению. «Душу й тіло ми положим за нашу свободу, І покажем, що ми, браття, козацького роду» – такой гимн трудно назвать официозом, его действительно хочется петь (сравните с нашими тремя куплетами о том, что Россия большая, большая, а также большая).
По большому счету, не очень важно, вступит ли Украина в Евросоюз и удастся ли Майдану сместить Януковича. Да, рано или поздно Майдан кончится, эйфория пройдет, демонстранты вернутся к повседневной жизни и займутся своими делами, кто-то наверняка разочаруется.
Но бесценный опыт останется с ними навсегда, ведь Они свободны от страха и независимы от зла.
Именно поэтому Майдан невозможно разогнать.
Теперь сравните:
Дмитрий Киселев на российском телевидении в очередной раз облил грязью украинский Евромайдан. В последнем выпуске программы «Вести недели» Киселев рассказал об антисанитарии на Майдане и упадке Киева.
«Жизнь в Киеве становится более архаичной и отдаляется от стандартов современной европейской жизни, будь то на западе от Украины или на востоке. Смрадный (в прямом смысле слова) табор на Майдане словно символизирует разруху в головах, а зрелище — уж точно не самое праздничное. Как бы Санта-Клаус не подумал, что в этом месте его не ждут…», — насмехается российский ведущий.
Перепечатка с сайта NewsRu.ua
Так кому верим: отважной девочке с четкой человеческой позицией, с острым и честным взглядом, или зажравшемуся путинскому прихвостню? Это каждый решает для себя.
Последние комментарии