Дважды на протяжении украинской революции у меня возникал когнитивный диссонанс. Строго говоря, даже трижды, но в первом случае я его очень просто снял – переоценкой, изменением своего представления о населении Украины, которое в результате известных событий перевел – теперь уже окончательно и бесповоротно из категории «населения» в категорию «народ».
Два других случая не носят такого фундаментального значения, но диссонанс есть диссонанс, индивид всегда старается от него избавиться, и я не исключение.
Второй случай связан с бывшим писателем Лукьяненко. Очень, я считал, хорошим писателем, возможно – лучшим из современных фантастов. Но для меня теперь – бывшим. Нет, на оценку его прежних книг это не влияет. Ни его поддержка фашиста путина, которую он внятно проартикулировал миру давным-давно, ни поддержка российской военной интервенции в Крым и оккупации части Украины, не отменяют качества трилогии о дайвере, или серии «Дозоров», как и некоторых других добротных произведений.
Но талант и ум отказывают тому, кто предался лжи, это – бесспорная истина, и ничего яркого Лукьяненко больше не напишет.
Да и покупать я его книги тоже больше не стану.
Но в чем диссонанс-то?
Дело в том, что я всегда считал, что никакой литературный герой не может быть глубже и умнее своего автора. И обосновывал это так. Автор может назначить героя сколь угодно гениальным, и на десятках страниц восторгаться этой гениальностью. Но рано или поздно герою придется открыть рот и что-то произнести от собственного имени, а не от имени автора. Вот тут-то и вылезет вся ограниченность и глупость героя-автора, потому как выше своей головы автор и в прямой речи героя прыгнуть не может.
Ну, и вот: не могу я состыковать действительно умные, мудрые даже порой, речи героев его книг, их высокие нравственные позиции, их чувство собственного достоинства, их свободолюбие («свобода во всем и для всех») с узколобой позицией автора вот в этом: «…ну и для украинских писателей-фантастов. Для некоторых — и они прекрасно знают, к кому именно я обращаюсь… Славьте бойцов Майдана и носите им пирожки, недоумки. Но если хоть одна из писательских «персон», славивших Майдан и «майданутых», пишущих при том на русском и печатающихся в России, захочет появиться на российских конвентах — я буду против. Захочет публиковаться в России – приложу все силы, дабы помешать. Будьте последовательны, мерзавцы! Я отныне в Украину не езжу, в украинских конвентах не участвую, переводить свои книги на украинский запрещаю. Рекомендую и вам придерживаться того же правила».
Это – действительно слова недоумка, не понявшего, что фашизм сегодня – в России, и фашист – во главе ее. А мерзавец-то – он сам, предавший идеи, которые высказывал устами своих героев и в первую очередь – предавший самого себя.
Дочь моя ходила на его сайт. Пришла к выводу, что он не купленный, он – идейный. Тем хуже. Хотя я, и доверяя дочери, усомнюсь. Просто самому Лукьяненко я в ЭТОМ ВОПРОСЕ доверяю больше. А он написал:
«…если хоть одна из писательских «персон», славивших Майдан и «майданутых», пишущих при том на русском и печатающихся в России, захочет появиться на российских конвентах — я буду против. Захочет публиковаться в России — приложу все силы, дабы помешать».
Кто мне скажет, какие рычаги есть или могут быть у писателя, чтобы помешать публиковаться другим писателям, фактически своим конкурентам? Я имею в виду легальные рычаги, опирающиеся ТОЛЬКО на его писательские стати. Да никаких. Вообще никаких. Издание книги – для издателя – коммерческий проект. Считает книгу перспективной и выгодной – издает. Не считает – не издает. Это – если оставаться в цивилизованных рамках ведения издательского бизнеса.
Но если выйти за рамки, если допустить, что возможно использование «административного ресурса», то все меняется. Издатель запросто может побояться публиковать даже и очень перспективную книгу, зная, что за эту публикацию власть его с говном смешает и бизнес отберет. А уж в России-то сейчас это – запросто.
А теперь вернемся к заявлению Лукьяненко. Точнее, к той уверенности, с которой он произносит свою угрозу. Ведь уверен, что у него под рукой ЕСТЬ этот самый административный ресурс! И я тоже не сомневаюсь – он есть.
Ну, и что это, если не купленный? Какая разница, чем? Званиями, приоритетным правом печататься, деньгами, возможностями использовать административный ресурс против личных недругов? Нет разницы. Купленный. С потрохами. Хотя не исключаю, что продавал себя путину с удовольствием, и даже аванса не требовал. Ну, мол, утром – стулья, а уж вечером – деньги.
И как этот диссонанс снимать, я пока не знаю…
А о третьем случае расскажу, кому интересно, в другой раз.
«Есть такая партия?»
Есть — ну, очень приличный украинский фантаст. Не всовывая в прокрустово ложе табеля о рангах, не сравнивая — «лучшее или хужее», уверяю Вас , что Ян Валетов, украинский русскоязычный писатель,
лауреат Интерпресскона-2009, за роман «Ничья Земля» и лауреат «Звездного моста»-2009 — профессионал жанра и отличный писатель.
Всем, кто хочет составить собственное мнение: карты в руки — читайте, потом и поговорим…
А пока , вот его ответ коллеге — Лукьяненко.
— Уважаемые российские фантасты!
Это письмо всем вам: вашему рупору и совести Сергею Лукьяненко, вашему спикеру в изгнании Николаю Перумову, и всем неравнодушным к Украине российским творцам реальности, коих, как я понял, великое множество на просторах нашей бывшей общей Родины. Я буду говорить от своего имени, чтобы не получить упрека в присвоении себе права на истину. Кто захочет – подпишется. Кто не захочет… Его выбор. Все сказанное ИМХО.
Господин Лукьяненко, скажите, почему вы так много и упорно пишете об Украине? Почему не пытаетесь помочь народу Казахстана? Вы же оттуда родом? Дайте им совет, как жить! Научите, они же так нуждаются в интеллектуальной поддержке! Расскажите что-нибудь хорошее о господине Назарбаеве и его семье. О династическом правлении и его преимуществах. О превосходстве азийской модели развития, над европейской. Они очень скучают без вас. А мы, честно говоря, не успели соскучиться.
Вы постоянно присутствуете в нашем медийном пространстве. Ведь украинские читатели любят ваши книги и ценят ваш писательский талант. Но роль писателя фантастических романов стала вам неинтересна, захотелось другой славы. И вы решили, что достаточно мудры и интеллектуальны, чтобы учить целый народ, как ему жить. Похвально для писателя легкого жанра, но имеете ли вы на то моральное право? Вы, правда, говорите, что так выражали свою любовь и неравнодушие, но после того, как вы ярко и эмоционально высказывали любовь к нам последние три месяца, скажу вам, что мы от нее устали.
Вы ненавидите нас за Майдан, за наше внутреннее дело. Вы послали нам проклятия для трех поколений за то, что мы сбросили своего украинского вора, в своей столице, ценой крови наших граждан. Вы назвали нас нацистами и бандеровцами, обвиняли в русофобии, а мы просто наводили порядок в своей стране. Или делали роковую ошибку – пока не знаю. Но это наша страна и мы сами разберемся, что нам делать. Вам, господа российские писатели, есть с чем разбираться у себя. Постарайтесь с этим смириться.
Мы не нацисты, мы не бандеровцы, не схидняки, мы – граждане Украины. Говорящие на русском или на мове, но желающие добра своей стране, любящие ее, имеющие гражданскую позицию. Вы слышали о том, что каждый народ имеет право на самоопределение? Да, пока у нас нет единства, но мы постараемся объединить людей вокруг простой и понятной идеи построения благополучного государства. Мы найдем общий язык, чего бы это ни стоило. Очень бы хотелось, чтобы российские СМИ не мешали нам в нашей собственной стране, чтобы деятели российской культуры занимались своими российскими проблемами и делами, а не Украиной. Потому, что нынешняя эскалация напряженности в Крыму и на Юго-Востоке, это не только результат непродуманной языковой политики, а еще и результат дезинформации со стороны российских ТВ каналов, беззастенчивого вранья и такой грязной пропаганды, что Геббельсу впору записываться на курсы к Киселёву и Соловьёву.
Теперь о делах литературных.
Вы назвали нас, поддерживающих Майдан, недоумками, сказали, что никогда не приедете на украинские конвенты, запретили переводить на украинский свои книги. Это огорчительно – у вас было много поклонников среди украинских любителей фантастики. И, как я понимаю, много друзей в Украине. Полагаю, после высказанной вами позиции их количество уменьшится, хотя я лично не считаю правильным рассматривать человеческие качества совместно с писательскими талантами. Вы в событиях в Киеве увидели только беснующуюся толпу, а люди на улицах гибли за свободу от бандитов и свои идеалы. Знаете, там было полно русскоязычных – ученых, студентов, предпринимателей. Русскоязычных украинских патриотов, которых не смогли остановить ни пули снайперов, ни “беркутовские” дубинки, ни водомёты. Там никого не интересовал язык, на котором говорит побратим. И ребята с Днепропетровска плечом к плечу стояли рядом с Ивано-Франковскими парнями. Не за деньги вашингтонского обкома стояли, стояли по глубокому внутреннему убеждению, хотя вам в это трудно поверить. Я не знаю, сможем ли мы использовать завоеванный кровью шанс изменить свою историю, но мы, по крайней мере, пытаемся.
В добрый путь вам, господа российские писатели! Я даже не буду предлагать организаторам наших конвентов объявлять вас “persona non grata”, хотя за те проклятия и оскорбления, что вы обрушили на нас, это стоило бы сделать. Потому что вы, в вашей гневной ипостаси, проявили себя настоящими врагами нашей страны.
Вы собираетесь мешать нашим авторам публиковаться в российских издательствах – ваше право. Сомневаюсь, что любой из вменяемых издателей последует таким советам, но попробуйте. Надеюсь, что вы расскажете о ваших успехах по внедрению цензуры по национальному и идеологическому принципу.
Вы не хотите видеть нас на конвентах в России? Примените все свое влияние на то, чтобы нас туда не приглашали. Ведь именно ваше мнение, как выяснилось, должно формировать не только читательские интересы, издательские выгоды и приоритеты общения в фэндоме, но и внутреннюю политику такой страны, как Украина. Таким гигантам мысли, как вы – подвластно всё! Да и в борьбе за читателей и рынок – неплохой приём!
А я хочу вас поблагодарить за то, что ваше правительство и вы – верные бойцы идеологического фронта – сделали для роста самосознания в моей стране больше, чем самые отъявленные националисты. То, что творилось в блогосфере, интернет-изданиях, на российском ТВ и бумажных медиа – даже не шабаш. Это настоящая агрессия, недружественный акт, информационная война, в которой вы, Сергей, и ваши единомышленники, явно дослужились от ефрейторских нашивок до лейтенантских погон. Интересно, вы делали это по зову души или за деньги “российского обкома”? Или это просто имперские замашки, которые так актуальны сегодня в вашей стране?
Мы не составляли черный список из имен ваших единомышленников и составлять не будем. А то, что делаете вы – на вашей совести. Вы любите Россию и превозносите ее достоинства – это хорошо.
Слава Украине!
Полный текст в LiveJournal
Назовите мне пожалуйста пофамильно этих парней. Можно даже не ВСЕХ, а одного-двух хотя бы. Таких, которых вообще печатать захочет какое-нибудь издание из кучитыщ. Вот лично вы какую последнюю книгу прочли одаренного писателя-фантаста из Украины?
Не могу назвать. Но этот факт ни о чем не говорит, кроме того, что вот я — не могу назвать. И Лукьяненко не назвал поименно, но использовал множественное число. И этого — для наших целей — достаточно.