Почему меня не радует укрепление рубля
Вместо эпиграфа: «Какие вы все злые. Почему бы просто не порадоваться укреплению рубля, я хоть в отличии от Варламова и сижу до сих пор в долларах, но искренне радуюсь что рубль крепчает. И держу пальцы крестиком, чтобы так и продолжалось. Потому что у меня ощущение что с падением бакса на каждый рубль, п-ц чуть-чуть отодвигается, паника успокаивается. Я не экономист если че, финансовых академий не кончал.»
Я не радовался, когда курс рубля упал до 80. Сейчас рубль серьезно укрепился – с 80 до 56 рублей за доллар и мне снова грустно. Не потому, что я купил доллары по 80, и не потому, что желаю России зла. Нет. Дело в причинах, вызвавших падение рубля, а затем его рост.
Падение курса рубля вызвано тремя основными причинами:
- Падением стоимости нефти (Наша экономика слишком от неё зависима. Фактически, кроме нефти и газа нам нечего предложить другим странам.);
- Международными санкциями (Пока Искандеры смеялись, компании c суммарным внешним долгом в 700 миллиардов долларов грустно думали, как будут его отдавать, если возможности перекредитоваться на западе больше нет.)
- Плачевным состоянием национальной экономики (Отвратительный инвестиционный климат, отсутствие вменяемой судебной системы, олимпиарды на ветер, армия дармоедов, дичайший уровень коррупции, сумасшедшие законы – всё это душило экономику долгие годы стабильности.)
По отдельности с этим ещё можно было бы жить. Но теперь три фактора сложились вместе и – бинго! Рубль спикировал вниз.
Что же в ответ предприняло правительство?
Для начала – предупредительный выстрел себе в ногу – эмбарго на ввоз продуктов питания из Европы. Если учесть, что ВВП России составляет около 2% от мирового, то сразу становится понятно, что Европа и США это переживут. А вот нам пришлось искать других поставщиков. Разумеется – более дорогих. Это ощутимо начало разгонять инфляцию.
Дальше – лучше. Роснефть, сидя на несметных природных богатствах, ухитрилась залезть в колоссальные долги. Их нужно отдавать, а заимствования за рубежом запрещены санкциями. Где взять деньги? Ну конечно же – в Центральном банке, под облигации. Более 600 миллиардов рублей за один раз.
По странному стечению обстоятельств, день в день с этим событием доллар взлетел с 58 до 80 рублей. Всё выглядит так, как будто на все эти деньги была куплена валюта. Столько валюты на рынке нет, обычный объем торгов по доллару – 4-5 миллиардов в день. А тут как раз ЦБ продал ровно в эти же дни рекордные суммы: 2,4 и 1,9 миллиарда соответственно. Но рубль всё равно рухнул.
А дальше «в танк ударила молния». ЦБ решил поднять ключевую ставку до заоблачных 17,5%. И сделал это (как и всё в последнее время) через задницу: глубокой ночью, сопроводив невнятным блеяньем Эльвиры Шахерезадовны.
К тому, что творит Госдура все давно привыкли и уже почти не обращают внимания, но явная неадекватность Центробанка – совсем другое дело. Рынок ударился в панику.
Все правильно поняли реальный смысл заявлений: «административных ограничений на валютном рынке не будет», «для граждан будет привлекательным держать средства на рублевых вкладах» и «рубль сейчас недооценен по всем параметрам». То есть быстро побежали снимать рубли с депозитов и менять на доллары, пока это ещё не запретили. Самые быстрые успели.
А дальше началось самое интересное. Валютный кризис превращается в банковский. Рост ключевой ставки полностью останавливает кредитование. Частных лиц, компаний, межбанковское – любое. Остановка кредитования, массовое снятие денег населением со счетов и, опять же, перекрытые каналы международных заимствований превращают банки в зомби. В них еще кипит бурная деятельность, но большая их часть – реальные банкроты. Сейчас ЦБ просто закрывает на это глаза.
На сегодня официально объявлено о санации двух банков, завтра их будет гораздо больше. Пока ещё есть резервы в агентстве по страхованию вкладов, и ЦБ готов докапитализировать падающие банки, но почти всё это – деньги, которые будут вброшены в экономику, отданы перепуганному населению и пойдут прямиком на рынок валюты.
Остановка кредитования населения ударит по автомобильному и строительному рынку, а прекращение кредитования компаний убьёт всех, кто работал с большими отсрочками платежей и кого ещё не добил скачок курса. Так банковский кризис перерастёт в экономический.
Об инвестициях и экономическом росте в таких условиях можно забыть, как о несбыточной мечте. А вот волна взаимных неплатежей, банкротств и массовых увольнений наоборот – вполне вероятна.
И, напоследок, как вишенка на торте, прозвучала «убедительная просьба» президента к крупнейшим компаниям-экспортёрам добровольно и по графику продавать валютную выручку. Тем, кто не понимает, что такое «добровольно», было продемонстрировано чучело Владимира Евтушенкова (бывшего владельца «Башнефти») ставшего беднее на 8 миллиардов долларов после временного недопонимания им всей серьезности «убедительных просьб».
Валютной выручки, которую будут скрепя зубами продавать экспортёры, хватит на несколько недель. То, что они могли бы использовать для погашения своих долговых обязательств или закупки оборудования, пойдёт на поддержание курса рубля, бессмысленное и беспощадное. Бессмысленное, потому что курс невозможно удержать, пока не убраны три основные причины его падения. Беспощадное, так как ослабляет последние более-менее жизнеспособные компании.
Вместо решения реальных проблем делается попытка бороться с их внешними проявлениями. Причём попытка бездарная и крайне вредная для экономики. Итогом такой политики неизбежно станет острый и продолжительный кризис. Вот поэтому мне сейчас и не весело, хотя рубль продолжает укрепляться.
Если бы аппендицит лечили теми же методами, какими борются с девальвацией, то выглядело бы это так:
- Сначала пациента убеждают, что он абсолютно здоров. Показывают подделанные результаты анализов и рентген другого пациента.
- Затем, когда живот начинает болеть всерьёз, пациенту ставят горчичник на левую пятку (чтобы отвлечь от боли в животе) и предлагают заняться тяжелой атлетикой (для поднятия тонуса). Обещают, что он скоро станет чемпионом по всем видам спорта.
- Боль становится сильнее и пациенту дают таблетку анальгина. Намекают, что болит от того, что соседи по палате из зависти к его успехам подсыпают пациенту пурген в компот.
- Когда боль становится нестерпимой, пациенту одновременно вкалывают морфий, чтобы не болело, дают амфетамины, чтобы не клонило в сон, наливают стакан водки, чтобы настроение улучшилось и подключают к дефибриллятору – чтобы сердце билось ровнее. Рассказывают, что у доктора есть гениальный план лечения.
- После того, как аппендицит лопается и больной умирает в страшных муках, главврач обещает во всём разобраться и показательно увольняет санитарку, которая мыла полы в палате.
- Больных, которые обсуждают лечение в курилке, упаковывают в смирительные рубашки и рассаживают по одиночным палатам с мягкими стенами. Буйных привязывают к кроватям и обкалывают галоперидолом.
Если вы искренне считаете, что я паникёр и нытик, переводите все свои сбережения в рубли, выбирайте банк с максимальными ставками по депозитам и кладите свои деньги туда. Как говаривал Уоррен Баффет, «отлив покажет, кто купался голым».
Источник – «Корпорация гениев»
Ну, что ж – внятно, просто, доходчиво, с юморком. А вывод все равно тот же: в Эрэфию пришел пушистый северный зверек…
Последние комментарии