Будет хуже, хуже и хуже
Степан Демура – о некомпетентности верхов, молчании низов и пустеющем холодильнике
Дмитрий Волчек
В декабре 2014 года, когда курс рубля стремительно летел вниз, на сайте Радио Свобода было опубликовано интервью с финансовым аналитиком Степаном Демурой, который предложил весьма мрачный прогноз: предсказал значительное ухудшение положения дел как в российской экономике, так и в политической жизни. “У каждой системы есть предел прочности и есть предел износа, когда она начинает ломаться и разрушаться. На мой взгляд, эти пределы в России уже пройдены”, – говорил Степан Демура. В первой половине 2015 года могло показаться, что все не так уж скверно: во всяком случае, падение рубля замедлилось. Но вот прошел год, и только за три первых недели декабря 2015 года нефть Brent подешевела на 19%, за доллар уже дают 71 рубль, а за евро – 76. «Демура до такой степени точен, авторитетен и серьезен в своих прогнозах, что лучше всего спрашивать его. Он дает необычайно трезвые прогнозы», – сказал на днях Александр Невзоров.
Прошлогоднее интервью Степана Демуры оказалось одним из самых читаемых материалов на сайте Радио Свобода: с ним познакомились более полумиллиона человек. В последней в 2015 году программе “Итоги недели” финансовый аналитик говорит о том, что сбылось и что не сбылось в его предсказании, и дает новый прогноз на 2016 год – столь же тревожный.
– Год назад вы говорили о том, что «страна близка к прохождению точки невозврата, после которой она перестанет быть страной, у которой есть какое-нибудь будущее». Эта точка за этот год пройдена или она еще впереди?
– Трудно сказать. Скорее всего, уже прошли. Весь год был достаточно монотонный, плохие новости приходили постоянно, и ответом на эти плохие новости было нагнетание обстановки как внутри страны, так и за ее пределами со стороны руководства страны. Все это проходило при молчаливом согласии и одобрении большей части населения. Поэтому я думаю, что точку невозврата в этом смысле мы прошли. И дальше будет все по наклонной. И с точки зрения экономики, и с точки зрения политики.
– На меня сильное впечатление произвело выступление заместителя министра финансов Орешкина, который говорил о том, что шок, который сейчас переживает Россия, сильнее шока, который Советский Союз испытал в 80-е годы. Стало быть, и наверху тоже понимают, что происходит?
Я сильно очень сомневаюсь, что Путин в чем-нибудь разбирается вообще, и в экономике в частности
– Я сомневаюсь, что они понимают, осознают всю полноту проблемы, что они видят всю проблему в целом. Потому что отдельные выступления отдельных личностей остаются всего лишь выступлениями, а ровным счетом ничего не делается, чтобы как-то исправить ситуацию. Достаточно посмотреть на прогнозы Минэкономразвития, господина Улюкаева, который каждый квартал находит очередное дно. Достаточно посмотреть на бюджет 2015 и на бюджет 2016 года. Зачем принимать бюджет, когда вы его переписываете через 2-3 месяца, и в бюджете вообще нет ничего, что говорило бы о том, что правительство осознает глубину кризиса и как-то пытается с ним бороться? Это из серии – авось пронесет. Авось нефть снова будет стоить 100. Вот и вся глубина осознавания проблем. Они просто живут в другом мире, очень-очень далеко от земли.
– Путин трижды за этот год, последний раз в декабре, на пресс-конференции, говорил, что пик кризиса пройден. Что это – некомпетентность, самообман или просто издевательство над слушателями?
Пока они отказываются от международного права, международное право от них уже отказалось!
– Он как Улюкаев, у него постоянно пики всего проходят. Он говорил, что при нефти ниже 80 мировая экономика рухнет. Я сильно очень сомневаюсь, что Путин в чем-нибудь разбирается вообще и в экономике в частности. Поэтому, конечно, это то, что ему доносят его советники, помощники. Но проблема в том, что компетенция этих людей весьма и весьма, как показывает практика, ограниченна. Что естественно, потому что в такой модели вертикали власти люди с компетенциями выше, чем вышестоящий руководитель, просто не удерживаются, работать не могут. Поэтому мы имеем очень низкоквалифицированную и некомпетентную власть. Достаточно посмотреть не на то, что она говорит, а на то, что она делает, какие законы принимает Госдума. Достаточно посмотреть на все эти попытки, например, изменить Конституцию. Они на нее просто наплевали! Они пытаются отказаться от примата международного права, который прописан в Конституции. Люди не понимают элементарной вещи, что, пока они отказываются от международного права, международное право от них уже отказалось! Их просто уже никто ни во что не ставит, как показывают последние события. Поэтому не стоит думать, что наверху виднее, наверху все знают. Если судить по их действиям, они вообще не в теме, что происходит на земле и что происходит в окружающем мире. Они неадекватны!
– Ну, вот мы видим удивительные заявления Чубайса, – а он один из самых компетентных людей в этой среде, – что деньги у Роснано есть, и их очень много, и он ликует… Что это за пир во время чумы?
– Ну в чем компетентен Чубайс? В возврате НДС, в разворовывании бюджетных средств. Что он работал в РАО ЕЭС, что в Роснано – на выходе всегда ноль, а затраты огромные. Только Чубайс может купить генерирующие мощности в Болгарии в два раза выше, чем все остальные киты, представленные на аукционе. Поэтому я бы не считал Чубайса компетентным человеком. Да, он компетентен в одном – это разворовывание госсредств. В этом он профи! И организация сидит полностью на бюджетных деньгах, на деньгах налогоплательщиков, у них уже который год дыра в бюджете, то есть потери по 15 миллиардов рублей. А они удваивают премии, он говорит, что у них очень много денег. Да, я думаю, что у них денег очень много, потому что они не инвестируют, а под конец года просто не успели допилить деньги. Вот и все, все банально.
– Вы в прошлом году говорили, что созревает или уже созрела революционная ситуация. Мы видим, что и ФСБ, и Дума к ней готовятся, принимают законы, которые расширяют полномочия спецслужб, а приговоры по политическим процессам становятся все суровее и неадекватнее. Но при этом, как вы уже сказали, общество молчит. И что же с этой революционной ситуацией?
Если власть и будет меняться, она будет меняться в результате какого-либо дворцового переворота
– Я был весьма наивен в прошлом году. Потому что революционная ситуация подразумевает две вещи: верхи не могут, низы не хотят. Да, как показывает практика, наши верхи не могут управлять страной, потому что, что бы они ни делали, ситуация становится только все хуже. А низы, крестьяне безмолвствуют. И будут, видимо, продолжать безмолвствовать. Отдельные проявления недовольства есть, если взять тех же фурщиков, но это всего лишь отдельные проявления. Причем, если вы заметите, люди всячески дистанцируются от каких-либо проявлений политической активности и не делают никаких политических заявлений, и всячески подчеркивают, что их требования исключительно экономические. Поэтому я не думаю, что в стране сложилась революционная ситуация. Все те законы, которые принимаются, – это естественная реакция загнанных в угол крыс, которые всего боятся и пытаются подстелить соломки. Если взять, например, Украину и Россию, ну, хорошо, у нас было ментов на душу населения больше всего мире, по-моему, 7 тысяч или 6,5, не помню, на 10 тысяч, по-моему. В США одна всего. Украина была на втором месте, с небольшим отставанием от нас. Ну и что, это как-то спасло режим? Нет, не спасло. Но революционной ситуации в стране нет, и я сомневаюсь, что она скоро возникнет. Все зависит от скорости, с которой будет пустеть холодильник, а он пустеет очень быстро. Но не думаю, что она скоро возникнет. Поэтому все, что делает режим, он делает, пытаясь заранее подготовиться к тому, что он контролировать в принципе не может и справиться с чем он в принципе не сможет. Люди, судя по всему, никогда историю не изучали, никаких книжек не читали.
– Судя по тому, что они сейчас обыскивают «Открытую Россию», возбудили очередное дело против Ходорковского, объявили его убийцей, они больше всего боятся, что Ходорковский начнет эту революцию. Это вымышленная угроза, их фантазия или все-таки реальная?
– Трудно сказать… На самом деле, о Ходорковском никто не знает, за ним никто не пойдет, отношение к нему в обществе (во многих слоях общества по крайней мере) от нейтрального до резко негативного. Потому что Ходорковский – один из создателей той системы, в которой мы сейчас живем. И разницы между ельцинским или путинским режимом особой нет. И люди это прекрасно понимают. Люди также прекрасно понимают, что он участвовал в разграблении и уничтожении страны. Поэтому я думаю, что шансов у него ноль. Если власть и будет меняться, она будет меняться в результате какого-либо дворцового переворота, который, вполне возможно, пойдет немного не так, как это случилось с Украиной.
– Но во дворце никого нет, все зачищены уже. Кто там может что перевернуть?
Теперь обыватель будет платить по тем счетам, которые он накопил
– А что, если мы посмотрим на Украину, там пришли какие-то новые люди? Все те же люди из Партии регионов, с теми же самыми желаниями и амбициями. Только украинцы проявили гражданскую активность, стали защищать себя и свою страну. Ну, и американцы за них сильно впряглись и сейчас практически вводят там внешнее управление. В России ситуация аналогичная, здесь без какого-либо дворцового переворота с последующим внешним управлением ничего не получится. Потому что народ у нас безмолвствует, а поле зачищено, и если кто-то и придет на смену, то это будут те же самые люди практически, из той же самой среды, с теми же самыми интересами и амбициями.
– Ваш прогноз: что будет с долларом, с рублем, с нефтью в 2016 году?
– Я думаю, что первый квартал 2016 года будет относительно спокойным, даже, может быть, благоприятным для рынка нефти и рубля. А все веселье, думаю, начнется уже после первого квартала, ко второй половине 2016 года: новое падение нефти, новое ослабление рубля, причем серьезное. Первая цель там – 125. Поэтому такой прогноз: начало года более-менее спокойное, даже, наверное, благоприятное, а вот дальше, думаю, ситуация будет складываться все хуже, хуже и хуже.
– И что делать обывателю, который хочет хоть что-то сохранить в своем пустеющем холодильнике?
– Ничего. Поздно пить боржоми… За все надо платить. Теперь обыватель будет платить по тем счетам, которые он накопил. И за свое бездействие, и за то, что он просто обыватель. Так было в истории всегда, и так будет.
Источник – Радио «Свобода»
Последние комментарии