Вам знакома эта история? Она – отголосок страшного 37… Вы слышали о расстрелянном КОНГРЕССЕ БАНДУРИСТОВ в Харькове в 30-е годы? По всей Украине официально было объявлено, что кобзарей из всех областей приглашают в тогдашнюю столицу УССР г.Харьков на Всеукраинский кобзарский съезд. Все должны были появиться с бандурами, потому что кроме собственно съезда, будут, мол, творческие соревнования. Кобзари, бандуристы, лирники приехали на конгресс со всей Украины, из маленьких забытых деревень. [При]было несколько сот их присутствовать на конгрессе. Это живой музей, живая история Украины, все ее песни, ее музыка и поэзия. И вот, почти всех их застрелили, почти все эти душещипательные певцы были убиты.
30 декабря 1930. Наступил день открытия съезда. Кобзари заполнили один из лучших харьковских театров. У каждого в руках инструмент, каждый одет в праздничную вышиванку. Съезд открылся совместным исполнением Шевченко «Реве та стогне Днiпр широкий …». Представьте, весь зал (а собрались мастера высшей пробы) вдохновенно поет!..
Затем были поздравления от правительства Украины, доклады о состоянии кобзарства, пути дальнейшего его развития. Вот уже и вечер, можно было бы на сегодня закончить… Но кто-то удерживал всех. Какая-то тревога вползала в сердца делегатов.
А тем временем на всех выходах из зала появились молодые в гражданском, но с явно военной выправкой. Вскоре, ряд за рядом, начали поднимать делегатов, и под строгим наблюдением выводить во двор, а там уже грузовики. Кобзарей, а это были в основном пожилые люди, плотно укладывали в машины и, прикрыв брезентом, куда-то повезли. Никто ни на какие вопросы не отвечал.
Вереница машин неслась по ночным улицам Харькова в сторону железной дороги, к товарной станции. Там, в отдаленном тупике, уже стоял эшелон – десяток «телячьих» вагонов.
Уже через час все делегаты недавнего съезда были в вагонах.
Зазвенели засовы, прозвучала команда, и поезд тронулся. И здесь, подчиняясь велению сердца, эшелон запел: «Як умру, то поховайте Мене на могилі, Серед степу широкого На Вкраїні милій…»
Погрузив в эшелоны, их подвезли к окраинам ст. Казачья Лопань. Поздно вечером кобзарей и лирников вывели из вагонов в лесополосу, где были заранее вырытые траншеи. Построив незрячих кобзарей и их малолетних поводырей в одну шеренгу, отряд особого отдела НКВД УССР начал расстрел… Когда все было закончено, тела расстрелянных забросали известью и присыпали землей. Музыкальные инструменты сожгли рядом…
В декабре 1933 на пленуме Всеукраинского комитета профсоюза работников искусств коммунистическая верхушка назвала украинские народные музыкальные инструменты гусли и бандуру «классово-враждебными». Печатают только «разоблачительные» материалы о кобзарях. Например, такое: «Сомнительные бандуристы… под видом народного творчества протягивают старый националистический хлам» или «…надо принять самые решительные меры по искоренению кобзарского национализма». А тем временем музыкальные фабрики власти обязали даже не сотнями, а миллионами изготавливать «кудесницу-гармошку», «кудесники-баяны» и «кудесницу-балалайку».
К травле кобзарей подключают и украинских советских писателей – Юрий Смолич писал: «Кобза таит в себе полную опасности [угрозу?], потому что слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари старались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам кафтана и шаровар».
Эта трагедия, как ее называют, «харьковская трагедия», нанесла непоправимый удар по прежнему кобзарству. Уже никогда больше не ходили и не ходят кобзари по селам Украины, не поют своих знаменитых дум и исторических песен, и сохранились их песни только благодаря нашим этнографам-профессионалам, которые с голоса кобзарей записали их тексты и музыку, и звучат они только со сцены в исполнении профессиональных певцов
Источник – ОК
Материал в тему — «Расстрелянный съезд»
В Украине на эту тему снят фильм «Поводырь». Рекомендую.