Возврат на главную

Подпишитесь

Можно подписаться на новости "Слова". Поклон каждому, кто разделяет позицию сайта. RSS

Страницы сайта

Последние комментарии

Расстрелянный съезд

Расстрелянный съездПоисками этого материала меня по сути дела заставила заниматься публикация Натальи. Не то, чтобы я не поверил в зверства НКВД – скажите, что они каннибализмом занимались – поверю запросто. Но всё же есть разница между тем, во что я поверю, и тем, что действительно происходило. Ну, верил я в 28 панфиловцев, и что?

Поэтому стал искать. Еще и потому стал, что напрягают меня «архитектурные украшения» любого текста. Например, в Натальиной публикации попалось такое «…на всех выходах из зала появились молодые в гражданском, но с явно военной выправкой». Помилуйте, через 13 лет после октябрьской революции! Все, у кого была или хотя бы могла быть «военная выправка», либо погибли в гражданскую, либо эмигрировали. Откуда у быдла военная выправка?

В общем, так или иначе, пришлось искать. Нашёл. Действительно старую публикацию – 1997 года. В которой тоже не так всё очевидно с достоверностью источников. Однако, полагаю, из неё уже ясно, что история эта – не «28 панфиловцев».

Расстрелянный съезд кобзарей

Николай Литвин

Искать о нем хотя бы беглое упоминание в советской прессе – напрасный труд. Но и в архивах бывшего НКВД-КГБ исследователи кобзарского искусства никак не могут найти документального подтверждения этой ужасной трагедии. Что-что, а следы своих преступлений энкаведисты-кагебисты заметать умели: еще в 1960 году Шелепин (в то время председатель КГБ) тайной директивой приказал своим ведомствам «от Москвы до самых до окраин» сжигать все, что могло бы в будущем скомпрометировать наши «доблестные органы». Но все же правда о расстрелянном съезде кобзарей и лирников, как легендарная Феникс-птица, упрямо восстает из пепла забытья.

Известно, что у Сталина и его разноплеменных приспешников была прямо-таки зоологическая ненависть ко всему украинскому. Но если украинский язык и украинскую песню на первых порах своего господства они еще как-то терпели, то носители украинского героического эпоса – кобзари были для них костью в горле. Уже с первых дней утверждения в Украине власти «рабочих и крестьян» большевики устраивают за слепыми и беспомощными народными певцами настоящую охоту и расстреливают их на месте, как дикое зверье, без суда и следствия. В 1918 году они убили лирника Иосифа. В 1919 году в Екатеринодаре погибают от их рук кобзари Иван Литвиненко, Андрей Свидюк, Федор Диброва. В 1920-м – Антон Митяй, Свирид Сотниченко, Петр Скидан. А сколько еще безымянных, беспаспортных легло в сырую землю под бело- и красноказацкими саблями, красноармейскими и милицейскими пулями, знает только один Бог…

И все же кобзарскую проблему большевики таким способом не смогли решить – слишком много было тогда в Украине кобзарей и слишком любили их и уважали наши люди. Предупреждали, прятали, передавали из рук в руки как свое самое дорогое и самое святое духовное сокровище. И ЦК ВКП(б) в своей беспощадной борьбе с «кобзарским национализмом» решает изменить тактику, «спускает» на места аж четыре постановления: «О запрещении попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата образования. – М.Л.), «Положение об индивидуальной музыкально-исполнительской деятельности».

Теперь кобзарей не расстреливали на месте, как это делали раньше, их бросали на долгое время в холодную без питья и пищи, а инструменты уничтожали.

Но и это мало помогало. Тогда кобзарей, как «неисправимый националистический элемент», начали очень активно шельмовать в прессе. Газеты того времени запестрели такими вот «броскими» заглавиями: «Против кобзарей – радио Днепрельстана!», «Будем внимательней контролировать кобзарей!», «Кобза – музыкальная соха!», «Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс». Народу, который испокон веков питал любовь к кобзарскому искусству, насильно навязывают не только «кудесницу-гармошку», но и «кудесника-баяна», «кудесницу-домру» и «кудесницу-балалайку», обязуя фабрики музыкальных инструментов Украины изготавливать их и распространять не сотнями и даже не тысячами, а миллионами штук!

К травле кобзарей подключают и некоторых украинских писателей. Юрий Смолич тогда писал: «Кобза таит в себе очень большую опасность потому, что она слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с казацкой романтикой и Сечью Запорожской. Это прошлое кобзари старались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам жупана и шароваров». Микола Хвылевой призывал положить конец «закобзариванию Украины», «выбить колом закобзаренную психику народа».

Но все же в зоологической ненависти к кобзарству всех превзошел Микола Бажан, сварганив поэму «Слепцы», в которой называет кобзарей «нытиками», «вонючими недоносками», а основу их репертуара – наш тысячелетний героический эпос – «сторотыми проклятыми песнями». Пусть Миколе Бажану Бог будет судьей, но я, как кобзарь и украинец, и на смертном одре не прощу ему этих омерзительных строчек:

Помреш, як собака, як вигнаний зайда. Догравай, юродивий, спотворену гру! Вірую – не кобзою, Вірую – не лірою, Вірую полум’ям серця і гніва…

Но не все деятели украинской культуры клюнули на энкаведистскую заначку. Павло Тычина не стеснялся позировать перед объективом фотоаппарата с «патриархально-националистической» кобзой, а Максим Рыльский в те проклятые годы грудью стал на защиту украинских кобзарей. Прокоммунистическому Тычине его замилование старосветской кобзой-бандурой органы простили. Но Максиму Тадеевичу не простили, на протяжении десяти лет вынашивали планы его не только духовного, но и физического уничтожения. Но не только Максим Рыльский был «не ко двору». Органы делают невыносимой жизнь художников и фольклористов, исследователей кобзарского искусства Николая Домонтовича, Порфирия Мартыновича, Климента Квитки, Опанаса Сластиона, писателя и кобзаря Гната Хоткевича. Снимают с должности директора Днепропетровского исторического музея, «кобзарского батьку», Дмитрия Яворницкого.

И все же «выбить колом закобзаренную психику» украинского народа большевикам никак не удавалось. Тогда они обратились к чисто иезуитским методам укрощения свободолюбивого украинского кобзарства.

Часть кобзарей, которые не «запятнали» своей крестьянско-рабочей биографии участием в национально-освободительной борьбе, начали загонять в «колхозы» – капеллы, ансамбли, квартеты, трио, в которых, как говорит кобзарь и священник из США Сергей Киндзерявый-Пастухив, «народный бард превратился в исполнительного пособника-лгуна коммунистической партии, а капеллы, куда насильно загоняли певцов, стали базой их перевоспитания».

Других кобзарей, не способных к коллективному музицированию, комиссариаты образования и органы НКВД заставляли сочинять «песни» и «думы», восхваляющие кровавую советскую действительность. Эти «песни» и «думы» ничего общего с украинским народным творчеством не имели. Но это никого из власть предержащих не волновало. Надо было из украинского народного творчества «выпустить националистический пар». И выпускали… Кобзарь Петр Древченко оставил воспоминание, как они со Степаном Пасюгой, Павлом Гащенко и Григорием Цыбкой слагали «в пайку» думу «О революции и о нашем войске Красном, о Ленине и о доблестных полководцах». Что это за «дума», судите сами:

А нумо, співці-кобзарі, Давайте свій строй перестроїм З сумного на кличний… Співаймо своїй Батьківщині, Хто ж кращої пісні од нас заспіває, У кого є кобза гучніша!.. А нумо, співці-кобзарі, Оспіваєм червону заграву, Про військо Червоне могутнє, Про Леніна любого славу!

Но многие из «нищенской братии», как только их ни заставляли и ни наказывали, не желали брать в свой репертуар подобные «думы», они, как и тысячу лет назад, путешествуя от села к селу, от города к городу, пели древние «невольничьи плачи», упрямо воскрешали из мертвых народную историческую память.

Тогда кому-то из «ленинско-сталинских соколов» пришла в голову «гениальная» идея: собрать кобзарей и лирников как будто на съезд и всех расстрелять, а их кобзы и лиры уничтожить. Этот расстрельный съезд планировали провести еще в 1925 году, потом перенесли на 12.12.1927 года. Но и тогда он не состоялся. Наверное, еще не всех кобзарей зарегистрировала специально для этого созданная Академией наук УССР этнографическая комиссия.

В 1939 году в Лондоне вышла книга воспоминаний русского белоэмигранта Шостаковича. «В середине 30-х годов, – пишет Шостакович, – Первый Всеукраинский конгресс лирников и бандуристов был провозглашен и все народные певцы вынуждены были собраться вместе и дискутировать о своем будущем. «Жить стало лучше, жить стало веселее», – говорил Сталин. Эти певцы ему поверили. Они приехали на конгресс. Это был живой музей, живая история Украины, все ее песни, ее музыка, ее поэзия. И вот почти всех их расстреляли, почти все эти жалобные певцы были убиты».

Недавно в Украине переиздали книгу известного американского ученого Роберта Конквеста «Жатва скорби», в которой идет речь и об уничтоженных Сталиным украинских Гомерах: «Популярная в народе национальная культура на протяжении веков поддерживалась в украинском селе бардами, воспетыми Шевченко кобзарями, которые, путешествуя от села к селу, зарабатывали на жизнь исполнением древних народных песен и пересказыванием народных баллад. Они постоянно напоминали крестьянам об их свободном и героическом прошлом. Это «нежелательное явление» теперь было подавлено. Кобзарей созвали на съезд и, собрав их там всех вместе, арестовали. По имеющимся в наличии сведениям, многих из них расстреляли – и в этом была своя логика, – потому что от них было мало пользы в лагерях принудительного труда».

Свидетельства Шостаковича и Конквеста для нас очень ценны, но, к сожалению, ни первый, ни второй не подают источников информации.

В составе комиссии по проведению несостоявшегося съезда кобзарей 1927 года был, наряду с Д.Ревуцким, Д.Усенко, И.Копаном, П.Вишницким, и Михаил Полотай – «украинский советский исследователь искусства кобзарей и бандуристов» (Шевченковский словарь. Киев, 1977).

Весной 1989 года я встречался с Михаилом Панасовичем. И хотя тогда ему исполнилось 90 лет, был он, как говорят, «при здравии», имел цепкий ум и блестящую память. Но когда я попросил его рассказать о расстрелянном съезде, Полотай часто (как будто отгоняя мух) замахал руками, сказал, что это выдумки буржуазной пропаганды, съезда в середине тридцатых не было, кобзарей расстреливал не НКВД, а «кулаки» и «украинские буржуазные националисты».

Просил я рассказать о расстрелянном съезде и Андрея Бобыря. Он также ответил мне, что все это небылицы, что Первый Республиканский съезд кобзарей и лирников состоялся в Киеве в 1939 году. Да и другие кобзари старшего поколения (Евгений Адамцевич, Александр Маркевич, Григорий Ильченко, Георгий Ткаченко), с которыми в семидесятых я не только часто встречался, но и гастролировал, боялись этой темы, как огня. И только когда над домом Верховной Рады Украины взвился сине-желтый флаг, заговорили очевидцы тех трагических событий. Исследователь истории уничтожения украинского кобзарства Кость Чемерский в газете «Українські обрії» (апрель, 1991) приводит их свидетельства.

Е.Кедровская, пенсионерка, в 30-е годы работала библиотекарем:

– В 1934-35 годы по Харькову ходили слухи, что был кобзарский слет, что кобзарей вывезли из Харькова и бросили в овраг, где они и погибли. Кобзарям будто бы сказали, что их везут в Москву на еще один слет. И как будто погибли они в дороге.

В.Вовк, пенсионерка, в прошлом учительница:

– Кобзарей я любила с детства. Их можно было частенько видеть в Харькове. А в середине 30-х совсем не стало. Ходили слухи о каком-то кобзарском съезде, на который как будто бы свезли кобзарей со всей Украины, а потом поубивали.

А.Парфиненко, харьковский кобзарь:

– По сталинскому приказу забирали всех. Устраивали облавы на базарах и забирали многих инвалидов, были среди них и кобзари. Была одна семья – Прокоп Маловичко, жена Мотря и трое детей, все очень хорошо пели. Жили они в поселке Амур под Днепропетровском. Ночью их забрали, даже не сказали, что им брать с собой – то ли пищу, то ли какую-то одежду, повезли и погрузили в эшелон, где много уже было погружено кобзарей из других городов и сел Украины. Очевидно, этот эшелон шел из самого Киева. Доехали они до Харькова, там к ним присоединили еще много кобзарей. По некоторым подсчетам было их триста тридцать семь. Доехали кобзари и все те, которых забрали в Днепропетровске, до Москвы, потом их направили в Сибирь. Довезли до какого-то неизвестного, необжитого места. Милиция сбросила их с состава в поле. С одной стороны стали проводники, а с другой – милиция, и так никто и не смог попасть обратно в поезд. Остались они там и почти все погибли. Но Мотря Маловичиха не погибла. У нее живым остался младший сын. Они как-то добрались до деревни, ходили от хаты к хате, просили подаяние. Так они возвратились в Украину. Но к своему родному дому подойти боялись, потому что если бы они домой пришли – все равно их бы убили. Потому что то, что делалось, было в большом секрете и этого никто знать не должен».

Поэт Микола Самийленко, многолетний, как он говорит, политзаключенный бериевского эшелона, в 1946 году в Краслаге на лесоповале Шубном встречался с поводырем кобзаря Гордея Ракизы Алексеем Божко. Родители Алексея умерли от голода в 1921 году, а его спасла крестная мать. Позже, когда поднялся на еще пухлые от хронического недоедания ноги, напросился к кобзарю Ракизе в поводыри. В 1930 году (или Божко, или Самийленко предает память, съезд состоялся между 1932-1934 годами) их «пригласили» через участкового милиционера на кобзарский съезд в Харьков. По пути в Харьков Алеша заболел и Ракиза оставил его в городе Валки у знакомых, а сам пристал к кобзарю Башлыку, чтобы вместе с ним и его поводырем идти навстречу своей гибели.

Десять дней Алешу лечила хозяйка (он запомнил лишь ее имя – Христя), а на одиннадцатый он, сев в Ковьягах на товарняк, поехал в Харьков искать Ракизу. В Харькове паренек обошел все базары, спрашивал у нищих и торговок, не знают ли они, куда делись все кобзари. Поздно вечером изнеможенный Алеша поплелся на железнодорожный вокзал коротать ночь. Интеллигентного вида женщина, которая сидела рядом с ним и которой он рассказал о своей беде, утром отвела его в местный театр и познакомила там с украинским поэтом Олексой Влизько. Тот отвел своего тезку к бабе Ивге и попросил никуда из хаты не выходить, ждать Ракизу. На какой-то день, ранним утром, перепуганная насмерть бабка разбудила своего постояльца:

– Сыночек, – прошептала взволнованно, – одевайся и беги куда глаза глядят. Вывезли кобзарей вместе с их поводырями «черным вороном» на Холодную Гору. Одни говорят, что их перестреляли в тюремном подвале, а другие говорят, что вывезли их поездом за Харьков, бросили в яму, а вокруг ямы охрану вооруженную поставили. И погибли кобзари вместе с поводырями в яме той с голода и холода. Беги, сыночек, огородами в степь и никому не рассказывай о том, что ты знаешь. – Перекрестила, в сумку добрая душа положила буханку хлеба, щепотку соли, несколько вареных картофелин.

Пошел Алеша огородами да полями на Валки. Возле Ковьяг чуть было на колонну какую-то не напоролся. Женщины, дети, плач, проклятия. Понял: раскулаченных энкаведисты гонят на станцию… Поздней ночью постучал в окно к тете Христе. Никто ему на стук не ответил, а когда луна из-за туч вышла, увидел, что окна досками заколочены. Екнуло сердце – и их раскулачили! Переночевал в сарайчике и отправился утром в Запорожье, к родной тетке, молил Бога, чтобы не выгнала из хаты, не дала пропасть.

Не выгнала тетка своего племянника, последней картофелиной с ним делилась. Помогала ему как могла – и школу окончить, и учительский техникум. Работал учителем в глухом степном селе до тех пор, пока за рюмкой водки не рассказал приятелю трагическую историю расстрелянного кобзарского съезда. Вечером рассказал, а утром полусонного, прямо с кровати забрали и присудили, за разглашение государственной тайны, к десяти годам каторги, а когда отсидел их, добавили еще десять… Кроме Самийленко, в журнале «Українська культура» (1991, №4) напечатал очень ценные показания также многолетний политзаключенный бериевского эшелона Виктор Рафальский из города Стрый на Львовщине: «Об этой трагедии мне было известно давно, но ничего конкретного. И это тревожило. И вдруг…

В 1956 году пришлось на протяжении двух недель находиться в пересыльной тюрьме в Москве. Большая камера. Заключенных (политических) около сотни. Здесь судьба свела меня с бывшим работником НКВД, в то время репрессированным. Начался разговор о событиях 1932-1933 годов в Украине. Вспомнили и кобзарей. И тут собеседник просто ошеломил меня: оказывается, он имел полную информацию об уничтожении более двухсот украинских кобзарей, которых созвали под предлогом какого-то совета в Харьков в конце 1932 года по распоряжению сверху. Говорил он скупо – возможно, сам был причастен к этому делу. Безусловно одно, говорил правду, потому что как бывший сотрудник НКВД, ясное дело, рисковал – разглашать такие тайны!

Это была своего рода прелюдия к ужасающему голоду, что как раз нарастал… В дальнейшие довоенные годы никто уже не видел в Украине ни одного кобзаря».

Виктор Рафальский ошибается: даже после ужасной энкаведистской резни кобзари в Украине не перевелись. Некоторым, как, например, Егору Мовчану, посчастливилось спастись. Мовчан, по его словам, не поехал в Харьков на «слет народных певцов» лишь только потому, что его поводырь куда-то запропастился. Такие, как Михаил Полотай, Федор Кушнерик, Михаил Носач, старательным творением советского псевдогероического эпоса выторговали себе жизнь. Но и тех, и других оставалось совсем мало. Если на расстрелянный съезд энкаведисты смогли согнать более 200 кобзарей и лирников (А.Парфиненко называет более впечатляющую цифру – 337), то на так называемый Первый Республиканский совет, который состоялся в Киеве 15 апреля 1939 года, удалось собрать только 37 народных певцов. То, что этот совет был жалким фарсом, свидетельствует выступление на нем Федора Кушнерика. Зная о массовом истреблении кобзарей под Харьковом, Кушнерик, как будто бы ничего не случилось, заливался соловьем: «Только Великая Октябрьская революция сделала нас, незрячих, зрячими, дала нам счастливую жизнь, дала нам возможность творить, слагать песни о нашей славной советской жизни, петь их родному народу, заниматься нашим любимым делом».

Известный исследователь кобзарства львовянин Богдан Жеплынский сложил реестр кобзарей и лирников, уничтоженных большевиками в тридцатых годах и без вести пропавших. Этот мартиролог неполный, всего 72 человека.

Стоит лишь подумать о расстрелянном съезде, и я вижу, как в заснеженной степи останавливается поезд, окошки товарных вагонов которого зарешечены, а на дверях висят огромные замки. Энкаведисты в кожанках открывают двери одного из вагонов и, лихо поджимаясь на руках, исчезают в его темном нутре. Минуту-другую из вагона слышатся неистовые крики, матерщина, глухие удары прикладами, хруст поломанных рук, ребер, выбиваемых зубов. Потом с темной проймы дверей вываливаются слепцы живым повторением известной картины Брейгеля: одни уже упали в глубокий, нетронутый снег и барахтаются в нем, пытаясь встать. Другие падают, беспомощно раскинув руки и ноги. А третьи, почуяв смертельную опасность, подталкиваемые прикладами винтовок, стоят еще в дверях.

Моя старенькая теща рассказывала, как в 1943-м их,сельских женщин, заставляли свозить с поля боя к братской могиле вчера мобилизованных, а сегодня уже мертвых мужей, отцов, братьев, сыновей.

– Падали в яму, как вареники, – тяжело вздыхала теща. И кобзари, и лирники вместе со своими поводырями падают в глубокий снег, «как вареники». Их прикладами поднимают на ноги, выравнивают в такую-сякую колонну и гонят к прегражденному двумя земляными валами глубокому оврагу. И снова падают в глубокий овраг наши степные Гомеры, только уже без своих нищенских сумок, без кобз и лир, без сапог и шапок. А вокруг крутого оврага верные слуги красного дьявола с готовыми к стрельбе винтовками зорко следят, чтобы не вылез какой-нибудь кобзарь или его поводырь. Срывается колючий ветер, слуги красного дьявола, чтобы разогреться, пускают по кругу бутылку со спиртом. А согревшись, начинают расстреливать слепцов, которые карабкаются то там, то сям крутыми склонами оврага…

А еще я вижу Мотрю Маловичиху и ее уцелевшего сына. Ночью, когда уже не слышно было ни стонов, ни молитв, ни проклятий, когда пьяные «в стельку» энкаведисты спали вокруг костра, Мотря с сыном вылезли из оврага. Энкаведист-часовой поднял на уровень глаз винтовку, свел затвор, положил палец на курок. Но почему-то не выстрелил, опустил винтовочный ствол, сказал:

– Жалею, хохлушка, на тебя и твоего гаденыша пули. Идите, все равно до утра замерзнете.

И я вижу, как бредет Мотря Маловичиха с сыном своим малолетним бесконечной заснеженной степью. Под полой у пацана просматривается отцовская бандура, а под ногами скрипит и скрипит снег, убаюкивая, приглашая к вечному сну. И говорит сын матери:

– Нам бы к селу добраться. А там не пропадем. Отец научил меня и играть, и петь. Плачет Мотря, а вместе с ней плачу и я, и уже кажется мне, что это не Мотря с сыном, а Украина-ненька бредет из последних сил навстречу своей судьбе. И шепчет Украина-Мотря, смахивая рукавом горькие вдовьи слезы:

– Запомни, сын мой, палачей наших. Вырастешь, детям своим расскажешь, какой они масти. И если не ты, так дети твои отомстят за наши лютые муки. И не оставляй отцовской бандуры! Как бы тяжко ни было тебе, как бы жестоко ни карали тебя за нее. Пой добрым людям казачьи песни и думы. Пусть знают, чьи они дети. Пусть просыпаются от вековой спячки, сбрасывают с рук, ног и души кандалы.

ИсточникGazeta.zn.ua


Материал в тему — Кобзари, бандуристы, лирники

 

One Reply to “Расстрелянный съезд”

  1. Наташа

    Ув. комментатор! Позвольте ответить на Ваш абзац:

    «Поэтому стал искать. Еще и потому стал, что напрягают меня «архитектурные украшения» любого текста. Например, в Натальиной публикации попалось такое «…на всех выходах из зала появились молодые в гражданском, но с явно военной выправкой». Помилуйте, через 13 лет после октябрьской революции! Все, у кого была или хотя бы могла быть «военная выправка», либо погибли в гражданскую, либо эмигрировали. Откуда у быдла военная выправка?»

    Моих двух дедов в 37 и 38 годах арестовывали молодцы, как на подбор: с бравой гвардейской выправкой. Хотя служили они в далеко отстоящих друг от друга областных НКВД: Запорожском и Челябинском. И… прошло после ВОСР, дай бог памяти, 20 и 21 год.

    Откуда знаю? Да вот именно этот факт навсегда запомнили присутствующие при аресте свидетели: бабушка, мама — со стороны деда Марка и вторая бабушка, да шофёр деда Фёдора, героя Гражданской Войны, кавалера ордена Боевого Красного Знамени (в первой сотне).

    Возможно, для этих вояк и ваше слова «быдло» — так, комплимент. Нелюди, звери — другое дело. Но их военная подготовка и выправка — несомненный факт. Найти этому подтверждение в исторических архивах, воспоминаниях очевидцев и литературе — несложная задача.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Слово

Размер шрифта

Размер шрифта будет меняться только на странице публикации, но не на аннотациях

Рубрики

Полсотни последних постов