Возврат на главную

Подпишитесь

Можно подписаться на новости "Слова". Поклон каждому, кто разделяет позицию сайта. RSS

Страницы сайта

Последние комментарии

Редко кто умирал своей смертью

В «русской» культуре редко кто умирал своей смертью

Редко кто умирал своей смертью
Олег Панфилов

Профессор Государственного университета Илии (Грузия), основатель и директор московского Центра экстремальной журналистики (2000-2010)

Специально для Крым.Реалии

Увидел фотографию Вики Цыгановой – вся грудь увешана медалями. У Заслуженной артистки Республики Тыва официально их пять, ни одной государственной. Но на Викиной груди их двенадцать. Рассмотреть не удается, но выглядит она шикарно, как женский кобзон.  Редко кто умирал своей смертьюНе только Вика, но и многие артисты, заслуженные или народные, известные и не очень, любят покрасоваться, нацепив свой «иконостас» из фальшивых, «паленых» и прочих медалей, учрежденных пивнушками имени вечных побед над всеми. В истории России культурная интеллигенция всегда была в зоне пристального внимания власти: кого ласкали и приближали, кого – отдаляли, арестовывали и расстреливали.

Вика поет с конца 80-х годов, но медальная болезнь у нее появилась с приходом в Кремль Путина. И репертуар стал меняться – от голимой попсы «Русская водка» к государственному патриотизму – «Офицеры России». Там, где нужен патриотический надрыв, вскрик, там Вика и сотни других любимчиков публики на протяжении последних 30-40, а то и больше лет. Когда Кремлю нужно, то посылается тяжелая артиллерия – Кобзон, Лещенко, Бабкина. Если мероприятие среднего уровня, то достаточно Цыгановой, Газманова и в довесок – «хирург» Залдостанов. Чтобы народ не забывал «любимчиков», их показывают ежедневно по телевидению.

Российская культура сейчас представляет собой огромный сундук со старьем, густо пересыпанный нафталином, от которого несет за тысячу километров

Российская культура сейчас представляет собой огромный сундук со старьем, густо пересыпанный нафталином, от которого несет за тысячу километров. Народ – привычный к старью, для него «Beatles» и «Rolling Stones» лет 40-50 назад был запретным желанием, которое подавляли тем же Кобзоном, Людмилой Зыкиной, Муслимом Магомаевым, Эдуардом Хилем, Валентиной Толкуновой, Людмилой Сенчиной, хором имени Пятницкого. История советской культуры плавно перетекла в новейшую историю русской культуры, для которой «День победы» остается гимном по сей день.

Русская культура – только часть общественно-политической жизни последние 99 лет, наравне с журналистикой. Не было свободы слова – не было и культуры. Только та, которая отвечала идеологии «единственной и направляющей силы» – КПСС. Для поддержания нравственности были «носики-курносики», для воспитания патриотизма – «и Ленин такой молодой». Как и в журналистике – большая часть о «свершениях родной Коммунистической партии», для поддержания самобытности – истории с Агафьей Лыковой и о развитии советской космонавтики. И, конечно, много – про «тлетворное влияние западной культуры».

Сейчас в российской культуры и журналистике восстановлено все то, что было в советское время: в прессе только хорошее о великом вожде Путине и его зеркальном отражении – Кадырове. В культуре – тот же пафос. Близость к вождю и его партии дает «зеленый свет» на хорошо оплачиваемые концерты, очередную медаль или орден, звание и даже членство в «Единой России». А если ты член, то место в корпоративном концерте обеспечено, как и в многочисленных профильных – на день механизатора, на день оператора машинного доения, на день химика пятого поколения, на день пилотов сельского опыления.

Кажется, Путин удостоился совершенства – приручил деятелей культуры без единого выстрела

Кажется, Путин удостоился совершенства – приручил деятелей культуры без единого выстрела, за редким исключением артисты становились жертвами криминальных разборок, а для тех, кто отказывался дружить с властью, появлялись отряды путинюгенда, которые устраивали обструкцию отщепенцам. Потому тех, кто попытался выступить против войны в Украине, к примеру, совсем немного, буквально единицы. Против войны в Грузии вообще никто не посмел «вякнуть». Все приспособились, они наверняка помнят, чем заканчивались истории коллег за последние 100 лет. Или даже раньше. Аналогии совершенно прямые и часто повторяемые по своей сути.

Федор Михайлович Достоевский, которого знают во всем мире, его книги были переведены на десятки языков миллионными тиражами, был осужден 13 ноября 1849 года Военно-судной комиссией и приговорен к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием» – за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор был позднее заменен четырехлетней каторгой. Но всякий раз, когда иностранцы делают приятное и упоминают о любимом писателе, редкий россиянин знает о том, что Достоевский был по существу диссидентом или, по крайней мере, изгоем власти.

Другой упоминаемый гений русской литературы – Лев Николаевич Толстой был забыт всеми после того, как церковь в 1901 году отлучила писателя. Это не была анафема, но церковь была правящей, и главой ее был царь самодержец. Определение и послание Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом от 20-22 февраля 1901 года, в котором официально извещалось, что «граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его (публично высказываемые) убеждения несовместимы с таким членством».

Толстой так и не примирился с правящей церковью, и в 1910 году начальник Петербургского охранного отделения полковник фон Коттен докладывал министру внутренних дел Российской империи: «В дополнение к донесениям от 8 сего ноября докладываю Вашему Высокопревосходительству сведения о происходивших 9 сего ноября волнениях учащейся молодёжи… по случаю дня погребения умершего Л. Н. Толстого. В 12 часов дня была отслужена в Армянской церкви панихида по покойном Л. Н. Толстом, на которой присутствовало около 200 человек молящихся, преимущественно армян, и незначительная часть учащейся молодёжи… Армянское духовенство вторично совершило панихиду, к концу которой церковь уже не могла вместить всех молящихся, значительная часть которых стояла на паперти и во дворе при Армянской церкви. По окончании панихиды все находившиеся на паперти и на церковном дворе пропели «Вечная память»…»

Составьте список великих русских писателей и отметьте причину смерти или причину эмиграции, и вы поймете, что говорить о величии и знать цену этого величия – совершенно разные вещи

Составьте список великих русских писателей и отметьте причину смерти или причину эмиграции, и вы поймете, что говорить о величии и знать цену этого величия – совершенно разные вещи. Добавьте Рахманинова, Бунина и Шаляпина, умерших в эмиграции, как и сотни других, менее известных, но ставших знаменитыми на новой родине. Как и сейчас эмигрантами стали Андрей Макаревич, Виталий Манский, Борис Акунин, Артемий Троицкий, Алексей Серебряков. Все они говорят одно и тоже: «Все, я больше врать не могу». А есть еще «мягкая» эмиграция – те, для кого работать в другой стране, не разрывая связь с Россией, удобно, хотя бы для сохранения себя. Поэтому Евгений Киселев, Владимир Федорин и Айдер Муждабаев живут и работают в Украине. И они – только «видимая» часть новой российской эмиграции в стране, с которой Россия воюет. Вряд ли найдется статистика эмигрантов, которые бы своей целью переезда определили, как Артемий Троицкий – «не могу больше врать».

О прошлой интеллигенции писал Варлам Шаламов в колымском рассказе «У стремени»: «Ученые, инженеры и писатели, интеллигенты, попавшие на цепь, готовы раболепствовать перед любым полуграмотным дураком». В советское время была и другая категория жертв советского произвола – дети. Кроме, конечно, тех любимцев публики, которые сами перенесли лагеря, как Георгий Жженов или Лидия Русланова. Длинный список тех, чьи родители были репрессированы – Майя Плисецкая, Олег Янковский, Галина Вишневская, Эльдар Рязанов, Булат Окуджава, Василий Шукшин, Михаил Козаков, Алла Демидова, Юрий Визбор, Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Владимир Войнович.

Когда Вика Цыганова или Лев Лещенко в очередной раз выйдут на публику в своих «иконостасах», во-первых, не верьте – там большинство «пустышек», просто железки. Во-вторых, помните, что любовь публики оценивается не количеством званий и медалек, а талантом и честностью. А будет возможность, просто напомните им о том, за что были расстреляны их коллеги. И что любовь к власти, тем более такой чудовищной, лишь временная, потом у нормальных людей должно наступить раскаяние.

Источник«КрымРеалии»

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Слово

Размер шрифта

Размер шрифта будет меняться только на странице публикации, но не на аннотациях

Рубрики

Полсотни последних постов