Учебник по истории — главное оружие России
Олег Охредько
Кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым.
Джордж Оруэлл. 1984
Прошло два года с тех пор, как Россия оккупировала Крым, и теперь уже можем посмотреть, как говорится, в корень проблемы.
Каждый полководец или правитель перед началом наступления прежде всего смотрит… назад. Насколько крепок тыл, насколько хватит оружия и припасов, насколько можно рассчитывать на поддержку населения. Недаром советский полководец Михаил Фрунзе любил повторять: «Жизнь и работа фронта в каждый данный момент определяется работой и состоянием тыла».
Вот тут и возникает вопрос подготовки населения, особенно если это «победоносная» война. И что мы имеем? Оккупацию Крыма поддержало большинство населения Российской Федерации. И это не только патриотический угар, вызванный победными действиями, но и многолетняя подготовка на государственном уровне.
А все начинается… в школе. И как тут не вспомнить фразу, приписываемую немецкому политику — канцлеру Бисмарку: «Битву под Садовой выиграл прусский школьный учитель».
Итак, какую же роль сыграла российская школа в подготовке оккупации? На это даст ответ обычный школьный учебник по истории России для 6 класса.
Большая часть представлений о мире, определенные стереотипы и предубеждения формируются у человека еще в детстве, особенно в школьные годы. У учеников есть несколько путей получения информации — родители и друзья, телевидение и Интернет и, конечно же, — школа. Транслятором информации в школе выступает учитель. А основным инструментом учителя является учебник.
Учебник по истории — наверное, главный в осуществлении государственной политики. И это характерно для многих стран. Так, в Китае на картах в учебнике истории для старших классов часть территории России обозначена как бывшая китайская земля. А что же в Российской Федерации?
Рассмотрим учебники по истории России для 6 класса. Двенадцатилетние школьники еще только начинают формироваться как самостоятельные личности. Это период начала интеллектуализации познавательных процессов и самостоятельности. Именно в 6 классе закладываются основы собственного представления о мире.
Российская Федерация, как и многие другие государства, жестко контролирует образовательные процессы и особенно систему обеспечения учебниками образовательных заведений, а больше всего — их содержание. Каждый год министерство образования и науки РФ публикует списки учебников, которые «допускаются» в школы.
Рассмотрим их.
«История России. С древнейших времен до конца XVI века: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина — М.: Просвещение, 2012. — 272 с.: ил., карт.» — учебник получил благоприятные отзывы Российской академии наук (№10106-5215 от 14.10.2011) и Российской академии образования (№01-57д-353 от 17.10.2011 г., (далее будем именовать этот учебник УДК).
«История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [П.А.Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М.Лебедева и др.]; под общей редакцией чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. — М.: Вентана-Граф, 2009. — 288 с.» — (далее УБЕЛ).
«История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 272 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа). (Экспертное заключение РАН №10106-5215/551 от 14.10.2011 г., экспертное заключение РАО №01-5/7д-606 от 24.10.2011 г.)» — (далее УП).
«История России с древнейших времен до XVI века: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.В.Черникова; под ред. А.Н. Сахарова. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 240, [2] с.: ил., карт.» — (далее УЧ).
«История России. С древнейших времен до XVI века: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселев, В.П.Попов. — М.: Дрофа, 2012. — 254, [2] с.: ил., карт.» — (далее УКП).
«История России с древнейших времен по ХVI век: 6 класс: учеб. для образоват. учреждений / И.Н.Данилевский, И.Л.Андреев. — 5-е изд., испр. и доп. —
М.: Мнемозина, 2012. — 239 с.: ил.» — (далее УДА).
На основе этих учебников и программ («Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2010, — 94 с. — Стандарты второго поколения».- Здесь и далее информацию о российских учебниках и цитаты будем приводить на языке оригинала. — О.О.) учителя и готовят собственные рабочие программы (для примера рассмотрим «Рабочую программу по истории (ОШ №64 г. Иркутск»).
В России, как и в большинстве постсоветских государств, преподавание родной истории имеет две основные черты — линейность (преподавание исторических процессов в хронологической последовательности) и территориальность (рассматриваются события и процессы, происходившие на территориях, находившихся в составе государства на момент изучения, хотя бывают и исключения). Также в Российской Федерации изучение истории России происходит с помощью двух концентров. Учеников знакомят с историей России в 6–9 классах (с древних времен до современности), а потом, в 10–11 классах, снова изучают историю с древнейших времен, но уже углубленно и согласно профилю обучения.
Обратим внимание на период до ІХ в., время возникновения, расцвета и упадка Древнерусского государства (которое часто называют Киевской Русью).
Первая тема (раздел) Программы называется «Древнейшие народы на территории России». Преимущественно такое же название используется и в учебниках: «§1. Древнейшие народы на территории России» (УДК, с. 7), «Глава 1. Народы и государства на территории России» (УБЕЛ), «Раздел 1. Древние жители нашей Родины» (УЧ, с. 8), «Предыстория народов России» (УДА, с. 9) и прочие. Почему же так важны эти названия? Потому что они предлагают рассмотреть древнюю историю на территории России, современной России, Российской Федерации в современных границах.
Так, на карте «Древнейшие поселения человека на территории Восточной Европы и Сибири» (УБЕЛ, с. 7), кроме поселений, разбросанных по территории современной России, обозначены еще две стоянки — Киик-Коба и Мезинская, расположенные на территории Украины. В другом учебнике в большом перечне территорий «появляется» Крым, на момент издания не имевший никакого отношения к территории России: «Древнейшие поселения каменного века… обнаружили во многих частях Евразии: в Крыму и на Северном Кавказе, в бассейнах рек Днепра и Северного Донца… в Карелии и на берегу Белого моря, на Урале… Сибири, на Дальнем Востоке» (УКП, с. 11). Опять же — это территория Украины («Примером археологической культуры земледельцев являются остатки больших поселенный 4–3 тыс. до н.э. в среднем течении Днепра и Буга» (УБ, с. 17). И в конце концов рассказывается о древней культуре между Карпатами и Днепром на территориях современных Украины, Молдовы и Румынии общей площадью более 350 тыс. км: «…культуры, названной Трипольской, в честь села Триполье, где был обнаружен первый ее памятник…» (УБ, с. 18). Еще один пример «распространения» территории России: «Получением бронзы занимались в Прикарпатье, на Северном Кавказ и Урале» (УКП, с. 12). Оказывается, Прикарпатье тоже является территорией России.
Дальше авторы учебников рассматривают материал, который касается греческих городов-колоний. Так, ученикам предлагается прочитать о греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Скифском царстве (УДК, с. 9). Текст так и начинается: «Первые государства возникли на юге нашей страны… греческие мореплаватели основали города-государства — Ольвию, Пантикапей, Херсонес и др.». Помня, что одним из основных принципов преподавания российской истории является территориальность, попытаемся проанализировать это утверждение. Югом России в Европе является Ростовская область и кавказское побережье Черного моря, а город Ольвия существовал на берегу Днепро-Бугского лимана неподалеку города Николаева (на расстоянии более 600 км от российско-украинской границы). Древнегреческий город Пантикапей располагался на месте современной Керчи, а Херсонес — на месте Севастополя. То есть двенадцатилетним ученикам российских школ рассказывают, что территория другого государства, а именно территория Украины, — это юг их страны.
В других учебниках видим аналогичные утверждения: «Один за другим появлялись города на крымском и кавказском берегах Понта Эвксинского. Среди них наиболее известными были Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Горгиппия (Анапа), Фанагория (недалеко от Тамани) и др.» (УЧ, с. 15); «В… Причерноморье и Приазовье появились древнегреческие города-государства: Ольвия, Горгиппия (совр. Анапа), Херсонес (совр. Севастополь), Танаис и др.» (УЧ, с. 6); «В Северном Причерноморье сложилось три крупных центра античной цивилизации… Ольвия… на берегах Днепро-Бугского лимана… Боспорское царство… основанное на берегах Керченского пролива… Херсонес — возник на юго-западе Крыма, недалеко от современного Крыма» (УКП, с. 18); «…город Пантикапей (современная Керчь)» (УКП, с. 19); карта, на которой обозначены города, располагавшиеся как на территории России — Танаис, Фанагория, так и на территориях Украины — Ольвия, Пантикапей, Херсонес, Кафа (УДА,
с. 20). И только в одном учебнике упоминается, что часть греческих городов-колоний была на территории Украины: «На территории современной России археологи изучают останки городов Фанагории, Танаиса и Горгиппии, в нынешней Украине — Ольвии, Пантикапея, Херсонеса и др.» (УБЕЛ, с. 21).
Как утверждается в большинстве учебников по истории России, скифы тоже жили на российских землях: «…в Северном Причерноморье появилось еще одно государство — Скифское царство… оно занимало значительную территорию: от Дуная до степной части Крыма» (УДК, с. 10); «…скифы создали свое государство — Великую Скифию. Она занимала большую территорию от Дуная на западе до Дона на востоке» (УЧ, с. 16); «…на среднем течении Борисфена (древнее название реки Днепр) жили и скифы-пахари» (УЧ,
с. 6); «Карта Скифского царства» (УБЕЛ, с. 21) — Скифское же царство занимало полностью территорию Украины; на карте «Северное Причерноморье…» (УКП, с. 19) показаны земли расселения скифов, занимающие в основном территорию Украины, и указано даже Каменское городище на берегах Днепра.
У российских школьников уже сложилось представление о том, что Крым и Северное Причерноморье — это территория России. Кроме того, и Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском в Крыму тоже не забыли вспомнить в учебниках по истории России: «Скифы перебрались в Крым и сделали
своей столицей крепость Неаполь Скифский, находившуюся недалеко от современного Симферополя» (УЧ, с. 17); «Со временем скифы создали государство, которое объединяло их владения от Азовского моря до Дуная. Столицей Скифского государства был Неаполь Скифский в Крыму» (УЧ, с. 6); «В ХІ веке до н.э. столица скифов располагалась в Крыму, около нынешнего Симферополя» (УДА, с. 21). И опять же только в одном учебнике подчеркивается, что скифы жили на территории современной Украины: «Скифия была расположена на территории современной Украины» (УДА, с. 20).
В некоторых учебниках упомянуты и готы, отнюдь не жившие на территориях современной России: «…часть готов… атаковала антов, живущих на обширных землях от Днепра до Дуная» (УБЕЛ, с. 27); «…в Северное Причерноморье пришли племена готов и создали здесь свое государство» (УП, с. 19); «…с готами (германским народом, расселившимся в Причерноморье») (УЧ, с. 7).
Завершает раздел о древнейших народах на территории России информация о восточных славянах. Однако опять-таки, авторы учебников рассматривают все племена восточных славян, хотя только некоторые жили на территориях, входящих в состав Российской Федерации: «Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра» (УДК, с. 15); «…поселения превращались в города: Киев — у полян, Чернигов — у северян…» (УДК, с. 25); «Самое раннее сказание о восточных славянах повествует о вожде или князе Кие. Он с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали на Днепре город Киев» (УБЕЛ, с. 32); «Самым большим славянским племенем было племя полян… Они жили на берегах Днепра. Их главным городом был Киев…» (УП, с. 26); «Возле Киева издавна жили поляне» (УКП, с. 30).
А дальше уже начинаются семантические игры. В следующих разделах авторы российских учебников очень свободно ведут себя со словом «русский». Сначала в учебниках появляется понятие «Древнерусское государство»: «Древнерусское государство, или Киевская Русь» (УДК, с. 29); «§6. Основание Древнерусского государства» (УБЕЛ, с. 45); «Древнерусское государство» (УП, с. 36);
«§3. Создание Древнерусского государства» (УЧ, с. 15); «Глава 2. Древняя Русь. §6–7. Древнерусское государство при первых князьях» (УКП, с. 40); «§6. Рождение древнерусского государства» (УДА, с. 38). И одновременно вводится слово «русский» как синоним понятия «древнерусский», как признак принадлежности или самоназвания Руси. Часто даже определение «русский» и «древнерусский» меняют друг друга: «После того как князь Владимир сам принял в 988 году христианство, началось его распространение на всей территории Древнерусского государства… Во главе русской церкви стоял митрополит» (УДА, с. 44); «Древнерусское государство», «русские летописи», (УКП, с. 53); «Русская земля» (УКП, с. 56); «Русская земля» «Древнерусские княжества» (УЧ, с. 72); Древнерусское государство», «Русское государство» (УП, с. 38); «Древнерусское государство», «Русская земля» (УБЕЛ, с. 80).
Авторы российских учебников для шестиклассников очень свободно обращаются с терминологией: например, в учебнике Чернишева на с. 20 есть название «русские» и одновременно пишется, что «к концу ХІХ в., как писал известный русский исследователь В.О.Ключевский…», объединяя определение принадлежности к Древнерусскому государству и ученого Российской империи. В учебнике Баранова и др. прямо сказано, что Древнерусское государство является «русским»: «Ученые дали старинной Руси название «Древняя Русь», или «древнерусское государство», подчеркивая этим, что речь идет о самом древнем из известных нам русских государств» (с. 44). В учебнике Пчелова просто объединяется «древнерусское» и «русское»: «В результате вместо разных племен… образовалась единая народность, которую историки называют древнерусской. Жители Древней Руси теперь осознавали себя прежде всего русскими людьми…» (с. 70–71).
Очень интересное отношение в российских учебниках к временам раздробленности, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Эти времена авторы рассматривают как обособление «русских земель». Например, в учебнике Пчелова даже в названиях параграфов проведена определенная параллель: «§14. Южная Русь» (параграф о Киевском княжестве, с. 98); «§15. Юго-Западная Русь» (материал о Галицком и Волынском княжествах, с. 103); «§16. Новгородское государство» (с. 106); «§17. Владимиро-Суздальская Русь» (с. 114). В других учебниках похожая ситуация: «Древнерусские юго-западные земли» (материал о Галицко-Волынском княжестве) (УЧ, с. 74).
Наверное, не следует удивляться и отношению в учебниках к христианской церкви, возникшей в период Древнерусского государства. В учебнике Пчелова рассказывается, что княгиню Ольгу, которую называют первой русской княгиней-христианкой, имея в виду, что она была княгиней Древнерусского государства и христианкой древнерусской церкви, Русская православная церковь, то есть церковь уже Российского государства, причислила к святым: «Русская православная церковь причислила первую русскую княгиню-христианку к святым» (с. 48). Все другие рассказы о христианской церкви времен Древнерусского государства определяют только понятием «русская церковь»: «Один из первых русских монастырей был основан… на берегу Днепра, неподалеку от Киева» (УП, с. 79); «русская церковь», «Илларион прославился как автор первого оригинального русского сочинения — «Слова о законе и благодати» (УЧ, с. 38); «Антоний и Феодосий, положившие начало русскому монашеству…» (УП, с. 79); «Русская церковь», «русские летописцы» (УКП, с. 67); «Русская православная церковь» (УДК, с. 45); «Во главе русской церкви стоял митрополит» (УДА, с. 44); «Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Древней Руси. Здесь жили… подвижники Русской земли — первый русский летописец Нестор… первый русский иконописец Алимпий» (УП, с. 80).
И в завершение еще «перлы» из российских учебников. Учебник Пчелова: «В России книгопечатание началось около 1553 г… книгу напечатал дьякон московской церкви Иван Федоров… выпустил в свет еще несколько книг, в том числе и первый русский букварь» (с. 244). Известно, что в 1566 г. Иван Федоров (Федорович) бежал из Москвы после того, как была сожжена его типография. Свой «Букварь» он напечатал в 1574 г. во Львове.
И, как говорится, без комментариев: «…завоевательные походы Ивана IV положили начало присоединения к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы, освоению русскими людьми Поволжья и Сибири…» (УДА, с. 223); «Россия всегда была многонациональным государством. Славянские, финно-угорские, тюркские и многие другие народы создавали наше Отечество. В их взаимодействии рождалось неповторимое своеобразие России. Она объединяла их, принимала в свой Дом, расширяя свою территорию. Далеко не всегда этот процесс был лёгким и безболезненным. Какие-то народы присоединялись военным путём, другие — мирным. Но, самое главное, каждый сохранял свою самобытность, свою культуру, свой язык, свой неповторимый и потому бесценный облик. Новые народы не истреблялись, не уничтожались, а органично входили в российскую цивилизацию» (УП, с. 254).
Суммируя изложенное, можно сделать следующие выводы: Российская Федерация рассматривает территорию современного Украинского государства как собственно исторические российские земли и формирует такие взгляды у российских граждан с детства. Основным источником формирования взглядов на украинские (и не только) земли как российские является обычный школьный учебник по истории.
Источник – ZN,UA
Итак, наука ботаника при кремлёвских фашистах была поднята на новую высоту. Она научилась создавать двуногие растения из высших млекопитающих.
Последние комментарии